ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В КР
Экономическая система любой страны, независимо от уровня развития, может считаться эффективной в той мере, в какой она способна обеспечить устойчивую динамику развития экономики и общества в целом и высокого уровня социальной жизни населения.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В КР: РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОСТИ
Экономическая система любой страны, независимо от уровня развития, может считаться эффективной в той мере, в какой она способна обеспечить устойчивую динамику развития экономики и общества в целом и высокого уровня социальной жизни населения.
Очевидно, что никакая страна не может развиваться без инвестиций, и что самое интересное, пока страна не начнет инвестировать сама себя, т.е. население, которое мы называем частными инвесторами, и различные финансовые институты, которые могут генерировать «длинные» деньги именуемые институциональными.
Конечно, у тех инвесторов, которые к нам приходят с инвестициями, преимущества колоссальные, помимо инвестиционного капитала, они приносят с собой новые технологии, новые продукты, ноу-хау и т.д. Мультипликативный эффект очевиден. Но, они претендуют на со управление, на часть компании, на часть прибыли и т.д. И в конечном итоге получается, что «кто заказывает музыку, тот и танцует девушку», и отсюда у нас вытекают глобальные проблемы со стратегическими инвесторами, которые начинают выливаться в различные политические противостояния, митинги и т.д. В конечном итоге ухудшается инвестиционный климат и имидж страны. Мы все понимаем, что нельзя «душить» одной рукой инвестора, а другой рукой приглашать. К сожаленью, по последним исследованиям Международного Делового Совета, инвестиционная привлекательность Кыргызстана упала на 30% всего за полгода!
Из всего вышесказанного следует, что проблема привлечения различных видов инвестиций на всех уровнях на данном этапе для нашей страны, как никогда актуальна.
На мой взгляд, назрела необходимость изыскивать внутренние инвестиционные средства для различных реализации национальных стратегических проектов. Несмотря, даже на то, что в нашей стране бедность населения достаточно высокая в мире, а уровень крайней бедности составляет около 4,7%.
По официальной статистике в 2011 году переводы трудовых мигрантов составили 1 млрд. 800 млн. долларов США, почти треть ВВП нашей страны. Если даже 50% этих средств будут направляться на текущее потребление, то оставшаяся половина неиспользованных средств, в лучшем случае находятся на депозите в коммерческом банке, либо на текущем счете до момента, когда можно будет аккумулировать средства для покупки какой-либо недвижимости. Получается за неимением альтернативного вложения этих средств, перед большинством потенциальных частных инвесторов стоит задача не как преумножить, а как сберечь эти деньги от инфляции.
Другая немаловажная проблема нашей страны, это те инвестиции, т.е. государственные кредиты которые берутся для различных государственных проектов, которые ложатся дополнительным долговым бременем для нашей страны, которые могут привести к плачевным последствиям (например, программа ХИПИК, инициированная Всемирным банком).
Одним из таких комплексных решений, которая может решить проблему привлечения долгосрочных внутренних инвестиций является эмиссия инвестиционных государственных ценных бумаг.
В настоящий момент, мы можем видеть картину, что в Кыргызской Республике государственные ценные бумаги, на практике выпускаются в соответствии с уровнем бюджетного дефицита, и в случае профицита их эмиссия становится нецелесообразной.
«Длинные» государственные финансовые инструменты с определенной процентной ставкой необходимы для реализации институциональными инвесторами стратегических планов по инвестированию.
Цель управления государственным долгом должна заключаться в удовлетворении потребностей в финансировании при наименьших возможных долгосрочных затратах и приемлемом уровне риска. Основными ключевыми задачами для достижения данной цели являются:
-совершенствование рынка государственных ценных бумаг;
- координация с кредитно-денежной политикой;
- содействие развитию финансового сектора;
Важное значение на рынке государственных ценных бумаг приобретает инвестиционная составляющая. Государство может выступать на фондовом рынке не только как контролирующий орган, но и как активный участник, аккумулируя с помощью рыночных инструментов средства населения и направляя их на финансирование инвестиционных программ.
Эффективным инструментом государственного заимствования могут стать твердопрцентные инфраструктурные облигации, которые могут выпускаться для привлечения инвестиционного капитала, в частности институциональных и частных инвесторов для реализации крупных стратегических проектов государственного значения.
Выпуск инфраструктурных облигаций - один из эффективных инструментов привлечения долгосрочного финансирования при реализации проектов с длительными сроками освоения. А для того, чтобы они стали универсальным инструментом, применяемым при реализации проектов в различных отраслях, необходима нормативно-правовая база, регулирующая в том числе вопросы гарантии, формата проектов, статуса эмитентов и еще ряд моментов, связанных со спецификой консервативных финансов.
Такие долговые ценные бумаги используются успешно во многих развивающихся странах, особенно в периоды трансформации экономики. Инфраструктурные облигации получили широкое применение в ряде стран. К ним можно отнести США, Австралию, Чили, Индию и т.д. В ряде этих стран инфраструктурные проекты финансируются пенсионными фондами посредством выпуска инфраструктурных облигаций.
Инфраструктурные облигации могут быть выпущены государством и компанией-концессионером на основе концессионного соглашения. Компания - концессионер берёт на себя обязательства реализации определенного крупномасштабного проекта или строительства объекта на определённых условиях.
По мере реализации инвестиционного проекта предусмотрена оплата за пользование объектом для того, чтобы возвратить концессионеру инвестированные средства. После истечении срока предусмотренное данным проектом объект можно передать в управление государством, которое устанавливает правила пользования этим объектом либо на оговоренных условиях.
По инвестиционному проекту, под который выпускаются инфраструктурные облигации, правительство несет ответственность сделать все необходимые пункты реализации проекта (законодательство, льготное налогообложение, тарифы) и несёт солидарную ответственность с реализатором проекта перед инвесторами. При этом таким долговым государственным инструментам нет необходимости получать рейтинги международных агентств.
Данные инфраструктурные облигации могут быть включены в перечень ценных бумаг, разрешённых к приобретению первичными дилерами и институциональными инвесторами, в частности страховым компаниям, инвестиционным и финансовым компаниям, а также частными инвесторами. Эти облигации отличаются высокой степенью надёжности, связанной с солидарной ответственностью государства по обязательствам их эмитента. Они также должны быть допущены к обращению на фондовом рынке по наивысшей категории листинга Кыргызской фондовой биржи.
Предлагаемая схема внедрения инфраструктурных облигаций, её соответствующая правовая разработанность и надёжность, которая присуще всем государственным ценным бумагам делает данный инструмент наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов и позволяет решить задачи модернизации объектов инфраструктуры и решения ряда проблем республиканского масштаба. Пилотными проектами в данном направлении могли бы быть строительство магистральных дорог внутри республики, строительство дорог в г. Бишкек, строительство Камбаратинской ГЭС и других стратегических объектов страны.
Инвестиционный проект республиканского значения, которую можно реализовать по вышеуказанной схеме нужно оценивать по степени влияния отрасли на экономику страны, анализу конкурентных преимуществ данного инвестиционного проекта, ёмкости внутреннего и внешнего рынка с учётом перспектив выхода продукции предприятий на соседние рынки. Обязательно должны учитываться задачи стимулирования притока частных инвестиций от институциональных и частных инвесторов в крупномасштабные и перспективные проекты, создающие мультипликативный эффект на экономику в целом.
В целом, в международной практике выпуска и обращения инфраструктурных облигаций выделяются следующие особенности, по сравнению с традиционными корпоративными облигациями:
• целевое использование средств, полученных от размещения, для реализации долгосрочных инвестиционных инфраструктурных проектов (автомобильные и железные дороги, порты аэропорты, линии электропередач, трубо- и нефтегазопроводы);
• осуществление выпуска инфраструктурных облигаций, преимущественно, в рамках реализации концессионных соглашений между государством или местными органами власти и компанией-концессионером, которая выступает эмитентом облигаций;
• основными инвесторами, осуществляющими вложения в инфраструктурные облигации, являются институциональные (пенсионные фонды, страховые компании) и другие консервативные инвесторы;
• долгосрочный период обращения инфраструктурных облигаций, привязанный к сроку строительства (реконструкции) инфраструктурного объекта и к периоду его эксплуатации, в среднем составляющий 15–25 лет;
• обеспечение облигационного выпуска государственными гарантиями, страхованием рисков, банковскими гарантиями и поручительствами, а также иными обеспечительными гарантиями.
Позитивным фактором данной схемы для нашей республики в целом, помимо привлечения инвестиций, заключается в социальной направленности проектов: происходит увеличение рабочих мест и соответственно решение многих социальных проблем. Поэтому реализация проектов и функционирование объекта становится еще и экономически целесообразным.
Официальное мнение Минфина КР, заключается в том, что одной и той же ценной бумагой можно покрывать и дефицит бюджета и направлять средства для реализации инвестиционных проектов. Это подразумевает также узость этого рынка и ограниченный доступ участников к торгам. Поэтому для того, чтобы развивать рынок государственных ценных бумаг необходимо развивать и инвестиционные инструменты для привлечения широкого круга потенциальных инвесторов.
При выборе способа обеспечения исполнения обязательств эмитентом инфраструктурных облигаций необходимо исходить из того, что ни один из известных деловой практике способов обеспечения исполнения подобных обязательств не придает вложениям такой надежности, как государственная гарантия.
Введение в практику инструментов облигационного заимствования, в частности инфраструктурных облигаций, требует тщательного рассмотрения различных факторов, правильной оценки макроэкономической ситуации и проведения актуарных расчетов, что выражается в необходимости создания комплексной системы управления государственными заимствованиями. Конечно, это очень сложно делать в условиях макроэкономической нестабильности, поэтому для Минфина необходимо создать пошаговую программу внедрения этого инструмента в соответствии с вышеуказанными рекомендациями.
Предложения по совершенствованию механизма государственного внутреннего заимствования в КР
№ |
Предлагаемые рекомендации и мероприятия |
Фактическое положение |
Предпосылки |
1. |
Внедрение инфраструктурных облигаций для реализации стратегических инвестиционных проектов |
Эмиссия государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета (ГКВ, ГКО) |
Эмиссия инвестиционных ценных бумаг для расширения потенциала финансового рынка и минимизации бремени государственного долга |
2. |
Изменение способов размещения (увеличение объёмов единовременного заимствования и сокращение сроков) |
Предполагается, но не реализовано. На сегодняшний выпускаются ГКВ шести различных сроков.
|
Эффективное формирование рыночной доходности |
3. |
Внести коррективы в бюджетное законодательство КР о возможности выпуска государственных займов вне зависимости от уровня дефицита бюджета. |
Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях финансирования дефицита бюджета. |
Необходимость удовлетворения потребностей институциональных инвесторов и первичных дилеров; эмитентам необходим эталон, на который они будут опираться при выпуске ценных бумаг. |
4. |
Развитие вторичного рынка и разработка Государственной программы по активизации населения и потенциальных частных инвесторов, как участников фондовых процессов. |
Фактически наличие только первичного рынка (аукцион НБКР) |
возможность использовать средства институциональных инвесторов; источник дополнительного дохода населения. |
5. |
Необходимость разработки Министерством финансов КР долгосрочной Программы государственных заимствований. |
Составление на среднесрочный период примерной схемы эмиссии государственных ценных бумаг в разбивке по годам и видам бумаг |
основа для заёмно -инвестиционной политики институциональных инвесторов |
6. |
удлинение сроков заимствования |
предполагается, но не реализовано |
Минимизация стоимости обслуживания долга; диверсификация портфелей инвесторов по срокам. |
7. |
разработка методов размещения государственных инструментов для целевых групп частных инвесторов, прежде институциональных. |
не предусмотрено, в связи с ограниченным допуском на аукционы НБКР, кроме первичных дилеров |
источник дополнительных доходов домохозяйств; трансформация сбережений населения в инвестиции для реального сектора экономики |
8. |
при формировании рыночной доходности учитывать спрэд, определяемый уровнем рисков. |
не предусмотрено |
хеджирование ценовых и валютных рисков на внутреннем рынке; повышение доли участия ресурсов в реальной экономике |
9. |
создание негосударственного агентства по мониторингу проектов |
не предусмотрено |
повышение качества оценки проектов; ликвидация формального подхода к организации тендеров. |
Примечание – Разработано автором |
Необходимым условием эффективного функционирования рынка государственных ценных бумаг является его высокая ликвидность, которая снижает риски инвесторов по управлению собственными портфелями государственных облигаций, а также их издержки по заключению сделок. Но ликвидность любой ценной бумаги невозможно улучшить, не развивая вторичный рынок.
При этом ликвидный вторичный рынок способен значительно сократить затраты государства при первичном размещении облигаций, а также предоставить НБКР широкий набор инструментов для проведения эффективной денежно-кредитной политики.
Таким образом, проблемы совершенствования рынка государственных ценных бумаг в целях повышения его ликвидности актуальны не только для Кыргызстана но и для государственных органов большинства стран.
Особая актуальность проблемы ликвидности рынка государственных ценных бумаг Кыргызстана диктуется тем, что ее повышение позволит государственным органам:
- использовать данный рынок в качестве стабильного и низкозатратного источника покрытия возможного дефицита государственного бюджета;
- произвести постепенную переориентацию с внешних на более выгодные внутренние государственные заимствования, к максимальному использованию которых стремятся в большинстве развитых стран;
- привлечь достаточно инвестиций для реализации государственных целевых программ по модернизации промышленного сектора Кыргызстана;
- осуществлять эффективное экономическое регулирование финансовой системы;
- отвлечь часть денежных средств с валютного рынка, снизив тем самым давление на национальную валюту;
- предоставить институциональным инвесторам долгосрочные высоконадежные активы (в частности страховым и финансовым компаниям).
Реализуя инвестиционные возможности рынка государственного внутреннего долга, необходимо понимать, что инвестиции в инфраструктуру носят долгосрочный характер, они не дадут сиюминутного коммерческого эффекта. Однако без этих вложений наша страна в будущем не сможет обеспечить конкурентоспособность своей экономики. Требуются крупные долгосрочные инвестиции (не меньше нескольких десятков миллионов долларов на срок от 10 до 15 лет), обеспечить которые может рынок государственных долговых обязательств. Необходима лишь инициатива для разработки программы и политическая воля для ее реализации.
Прямая ссылка: http://analitika.fpi.kg/projects/investicionnye-gosudarstvennye-cennye-bumagi-v-kr-realii-i-vozmozhnosti
Добавить комментарий