|
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГЧП В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГЧП В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
На сегодняшний день экономика независимого Кыргызстана во многом зависит от внешних финансовых средств, о чем свидетельствует внешний долг, превышающий 3 млрд. долл. США, которые на протяжении 20 лет питают и держат республику на плаву. Отсутствие продуманной экономической политики, в том числе региональной, которая учитывала бы сегодняшние и будущие возможности и потребности экономики, слабое использование экономических условий сформировало несбалансированную экономику. Вследствие такой структуры экономическое развитие республики характеризуется наличием теневого сектора, достигшего по различ ным оценкам около 60% ВВП, коррупции, неудовлетворительным уровнем социального положения населения, что в совокупности с низким уровнем экономического роста и развития привело к неустойчивому и неравномерному развитию секторов экономики с преобладанием импорта и реэкспорта.
В связи с этим, участие государства в регулировании экономики ограничивается финансовыми возможностями государственного бюджета, которые позволяют решать только текущие проблемы. Поэтому в сложившейся экономической ситуации совместные усилия государства и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства можно рассматривать как своевременный ответ на решение существующих проблем.
В экономике Кыргызстана данный механизм, как один из институтов смешанной рыночной экономики, при эффективном использовании может реализовать свой созидательный потенциал в основных секторах экономики.
Целью ГЧП является эффективное использование ресурсов государственного и частного секторов в целях обеспечения устойчивости экономического развития и повышения благосостояния населения.
При помощи механизма ГЧП решаются следующие задачи:
• Привлечение частного капитала, в первую очередь внутренних частных инвестиций для реализации общегосударственных задач;
• Снижение нагрузки на государственный бюджет;
• Повышение качества предоставляемых государственных услуг;
• Предоставление возможности государственному сектору сосредоточиться на стратегических функциях и ключевых задачах, регулируя деятельность частного бизнеса в нужном русле развития;
• Преодоление различий в социально-экономическом развитии регионов;
• Снижение масштабов теневой экономики путем повышения уровня частной инициативы и деловой активности;
• Уменьшение уровня коррупции путем обеспечения прозрачности и ответственности за использование бюджетных средств.
Преимущества ГЧП в современных условиях Кыргызстана проявляются в нескольких аспектах.
Для государства:
- возможность реализовать проект в условиях ограниченного бюджета
- использование квалификацию, опыт, финансы и технологии частного сектора
- возможность передачи части рисков по проектам частному бизнесу
- повышение качества предоставляемых услуг
- развитие производственной и социальной инфраструктуры
- улучшение инвестиционного климата
- развитие регионов.
Для частного сектора:
- появление новых инвестиционных возможностей (рынки, доходы)
- снижение коммерческих рисков
- повышение потенциала частного бизнеса
- приобретение опыта управления крупными проектами
Для потребителя:
- обеспечение доступности и оптимального соотношения цены и качества предоставляемых услуг
- появление новых рабочих мест
- повышение качества жизни населения.
Необходимо также учитывать следующие основные риски и угрозы при осуществлении проектов ГЧП:
- отсутствие последовательности и преемственности в осуществлении государственной экономической политики
- высокий уровень коррупции
- отсутствие достаточной мотивации государственных служащих в реализации проектов ГЧП
- отсутствие квалифицированных кадров по реализации проектов ГЧП, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора
- отсутствие заинтересованности инвесторов из-за высокой стоимости и долгосрочного характера проектов
- повышение тарифов, ставок и платежей для обеспечения необходимой рентабельности инвестиций.
Партнерство государства и частного сектора является необходимой предпосылкой устойчивого развития экономики Кыргызстана. От эффективности функционирования данного механизма зависят реальные перспективы развития нашей страны.
Кыргызстан находится на первом подготовительном этапе развития ГЧП, когда принят соответствующий Закон, внесены изменения в нормативно-правовую базу, формируется портфель пилотных проектов, разрабатываются базовые концепции, начал формироваться рынок ГЧП.
Задачами следующего этапа должно стать создание специализированной структуры, занимающейся развитием ГЧП, уточнение модели ГЧП, стимулирование рынков и привлечение новых источников финансирования. На этапе развития должна быть сформирована полная комплексная система, обеспечивающая устойчивое развитие государственного и частного партнерства. Показать |
0 0 |
;