|
РАЗДЕЛ 5. ПРИОРИТЕТНЫЕ СЕКТОРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
РАЗДЕЛ 5. ПРИОРИТЕТНЫЕ СЕКТОРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Инфраструктура является важнейшей материальной предпосылкой экономического роста и развития. Нынешнее состояние Кыргызстана характеризуется дефицитом инфраструктуры в основных секторах экономики и усугубляется старением основных средств, низкой эффективностью имеющихся мощностей и недостаточным управлением. Поэтому решение проблемы дефицита инфраструктуры должно проходить на региональном и на республиканском уровне. Ни государство, ни частный бизнес самостоятельно и по отдельности не могут решить такую задачу.
Предлагаемая Концепция содержит перечень секторов, которые должны быть выбр аны в качестве приоритетных для осуществления проектов на основе ГЧП.
Энергетика
Энергетический сектор является важным сектором для Кыргызстана. На сегодняшний день существуют много проблем, которые значительно влияют на деятельность и эффективность данного сектора. Значительный износ оборудования (более 50%), хищения, потери, дебиторская задолженность и другие проблемы требуют больших инвестиций. Привлечение частных инвестиций в энергетическую отрасль и использование механизмов государственно-частного партнерства позволит решить задачи государственной энергетической политики, энергетической безопасности, энергетической эффективности экономики, бюджетной эффективности энергетики и энергосбережения.
В рамках реализации ГЧП-проектов может быть решена задача развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры. Для Кыргызстана будут актуальны строительство и эксплуатация малых и средних ГЭС, которые можно реализовать в рамках ГЧП. Сейчас есть возможность сооружения 92 новых малых ГЭС суммарной мощностью 178 МВт и среднегодовой выработкой до 1,0 млрд. кВт.ч электроэнергии. Могут быть восстановлены 39 существовавших ранее малых ГЭС общей мощностью 75 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии около 220 млн. кВт.ч.
Таким образом, реализация ГЧП в рамках комплексного и целенаправленного регулирования по развитию энергетики в перспективе обеспечит все регионы возможностью осуществлять собственное производство электроэнергии.
Транспорт
Транспорт является материальной основой обеспечения и необходимым условием единства экономического пространства Кыргызстана. Горный рельеф страны актуализирует значение автомобильных дорог и необходимость создания внутренней железнодорожной сети. На сегодняшний день состояние дорог и уровень их обслуживания требуют значительных средств для обслуживания нормального функционирования товарооборота в экономике. Из-за физического износа снижается качество транспортного обслуживания грузовых и пассажирских перевозок, снижается ввод основных фондов. Дорожная сеть по качественным показателям не отвечает требованиям развития экономики, 80% автодорог находятся за пределами безопасности и ежегодно разрушаются под воздействием эксплуатации.
Железные дороги не охватывают полностью всю республику, поэтому не в полной мере могут обеспечить потребности населения. На сегодняшний день в отличии от пассажирских перевозок, перевозка грузов является рентабельной, а использование потенциала железной дороги составляет всего 30%. Наличие таких проблем как физический и моральный износ оборудования и основных средств требуют больших инвестиций. Кыргызстан имеет шесть обособленных железнодорожный линий (Чалдыбар-Балыкчи, Жоон-Тюбе-Маймак, Шамалды-Сай-Таш-Кумыр, Жалал-Абад-Кок-Жангак, Кара-Суу-Ош и Пальман-Кызыл-Кия), пять из которых являются тупиковыми, в различных своих регионах, между которыми нет соединительных коммуникаций. Единственным регионов КР, полностью охваченным железными дорогами является лишь Чуйская долина, что и определило концентрацию в ней большинства промышленности и массовую внутреннюю миграцию в нее жителей их всех остальных областей Кыргызстана. Создание же внутри Кыргызстана собственной железнодорожной сети позволит интегрировать регионы КР, устранить указанные дисбалансы в их развитии и снизить затраты на перевозки грузов в республике.
Не маловажное значение в условиях высоких гор имеет воздушный транспорт. Но его динамичное развитие во многом зависит от инфраструктуры (аэропорты, воздушные суда, и др.).
В решении данных проблем использование потенциала ГЧП возможно в следующих направлениях: строительство и реконструкция автомобильных дорог, железнодорожной инфраструктуры, электрификация железнодорожного транспорта, строительство скоростных магистралей, реконструкция аэропортов Манас и г.Ош, летные поля, мосты, автобусные маршруты, строительство дорожной развязки, городской транспорт (автобусы, троллейбусы).
Жилищно-коммунальное хозяйство
Инфраструктура сетей тепло-водо-газо-электороснабжения, водоотведения, объектов благоустройства, озеленения, а также обеспечение санитарной отчистки и обращения c твердыми бытовыми отходами базируется на объектах, созданных в советский период. Нынешние условия развития находятся за пределами возможностей ЖКХ. Значительный износ оборудования и инфраструктуры повышают затраты. Например, в Кыргызстане 67% сел страны не имеют достаточного доступа к централизованной водопроводной воде.
Механизм ГЧП можно применить в следующих направлениях: ремонт и эксплуатация лифтов в многоэтажных домах, уборка мусора, ремонт подъездов, освещение, озеленение, обеспечение горячей водой круглый год, многоуровневые парковки в микрорайонах, модернизация и новое строительство объектов муниципальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и канализации, котельные, модернизация очистных сооружений, локальные очистные сооружения водоснабжения и канализация, мусороперерабатывающие заводы, пожарные части, очистка и подача воды, системы канализации и очистка.
Образование
В Кыргызстане по данным Статистического Комитета Кыргызской Республики на 2012 год функционируют 819 дошкольных образований, 2201 общеобразовательных организации, 132 общеобразовательные организации среднего профессионального образования и 54 общеобразовательные организации высшего профессионального образования.
На данный момент в сфере образования существуют проблемы связанные с инфраструктурой, заметно влияющие на качество и доступность образования. В текущей ситуации в образовательной сфере существуют серьезные проблемы с обеспечением качества образования в Кыргызстане.
Среди государственных расходов на образование лидирующую позицию занимает фонд оплаты труда, достигнув в 2010 году 55% от всех расходов на образование, что не позволяет в достаточной мере обновлению инфраструктуры.
Эффективное использование механизмов ГЧП в этом секторе помогло бы образовательному сектору выйти из критического состояния и повысить качество услуг. Например, через механизм ГЧП государство может передать частному сектору строительство детских садов, школ, библиотек, создание или модернизация лабораторий, интернет-классов, библиотек, компьютерные классов, организация школьных завтраков и т.д.
Здравоохранение
В Кыргызстане в 1990-году количество медицинских учреждений было 307, а в 2011 году функционируют лишь 177. Количество больничных коек сократилось с 41 939 единиц в 1990 году до 27 634 единиц в 2011 году.
В Кыргызстане экономические отношения в сфере здравоохранения характеризуется низким уровнем финансирования, наличием теневого рынка медицинских услуг. Это обуславливает неэффективную их структуру производства и преобладание высокозатратного сектора стационарного лечения. В результате ограниченных источников государственных ресурсов, низкого уровня технологического оснащения и эффективности системы в обществе крепнет убеждение в невозможности получении качественного медицинского обслуживания в рамках государственной системы здравоохранения.
Применение механизма государственно-частного партнерства в здравоохранении может повысить качество услуг, увеличить эффективность использования ресурсов, управления медицинскими учреждениями и конкурентоспособность кыргызской, особенно государственной медицины. Опыт западных стран показывает, что вариантов использования ГЧП в здравоохранении множество. Сфера взаимных интересов концентрируется в области строительства объектов здравоохранения, управления инфраструктурой, модернизации оборудования. Взаимными усилиями государства и частного секторы можно достичь повышения качества услуг и увеличения эффективности деятельности всех медицинских учреждений, снижение экономических потерь и затрат на восстановление трудового потенциала и повышение эффективности государственных расходов.
В Кыргызстане с помощью механизмов ГЧП можно оснастить современной технологией, построить больницы и лаборатории, провести ремонт и реконструкцию, повысить качество больничного питания, санитарных и технических услуг (напр. прачечных, стерилизация медицинского оборудования и т.д.).
Инфраструктура агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство считается социально значимым сектором национальной экономики. В этом секторе производится 18 % ВВП (2011 г.) и численность занятых составляет 30,7%. Вместе с этим сельское хозяйство является одним из главных секторов агропромышленного комплекса, поэтому нормальное функционирование АПК неразрывно связано с состоянием действующей инфраструктурой. Учитывая крайне плачевное состояние инфраструктуры агропромышленного комплекса ГЧП можно осуществить в таких направлениях: строительство и реконструкция мостов, дорог, ирригационных систем регионов, реабилитация объектов пастбищной инфраструктуры, строительство и эксплуатация складских помещений, строительство объектов социальной инфраструктуры, водоканалы, улучшение мелиоративного состояния сельскохозяйственных земель, коллекторно-дренажная сеть.
Инфраструктура культуры, спорта и туризма
Для Кыргызстана, где средний возраст населения составляет 27,2 лет применение механизмов ГЧП в сфере культуры, спорта и туризма будет способствовать проведению эффективной молодежной политики, а также развитию туризма. Механизмы ГЧП можно применять для строительства и реконструкции театров, музеев, спортивных сооружений, а также санаториев и здравниц. Особо нужно отметить, что в модернизации и реконструкции домов культуры, кинотеатров и стадионов нуждаются регионы Кыргызстана. Наличие таких объектов будет способствовать формированию инфраструктуры туризма и региональному развитию. Показать |
0 0 |
;