ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КР
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Кыргызская Республика как страна с низким ВВП на душу населения, малым внутренним рынком и небольшой численностью населения, имеет весьма ограниченную возможность генерировать достаточный объем внутренних инвестиций. В этой связи, переход к инвестиционному экономическому росту становится жизненной необходимостью для республики, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие экономики страны. Как показывает мировая практика, приток ПИИ является дополнительным источником формирования капитала; способствует нормализации платежного баланса; передаче технологий и навыков; созданию новых рабочих мест; способствует росту экспортных возможностей и служит гарантией долгосрочного экономического роста.
В период 2000-2012 годов, поступление ПИИ стабильно увеличивалось, и достигало пиковых значений в 2008 и 2011 годах. Так, объемы поступления ПИИ в 2011 году составили 849 млн. долл. США, увеличившись на 27,5 %. Однако, наметившийся тренд постоянного роста ПИИ в 2012 году прервался, объемы поступления ПИИ снизились на 38,6 % и составили 521 млн. долл. США (таблица 1).
На этом фоне остался без внимания другой факт - отток ПИИ из страны. В 2010-2012 годах отток ПИИ даже усилился – в среднем за год он составлял около 177,5 млн. долл. США (в 2012 году – 150 млн. долларов США). При этом, приток в разрезе стран-основных инвесторов из стран вне СНГ в 2012 году снизились в 1,7 раза. Основными странами-инвесторами являлись Канада, поступления из которой снизились в 3,9 раза, Китай – на 22,9 процента, Германия – на 23,8 процента и Великобритания, объемы ПИИ из которой, напротив, возросли на 35,7 %. С другой стороны, отмечался рост ПИИ (на 31,8 %) из стран СНГ. Объемы вложений, из России – увеличились в 1,4 раза, из Казахстана – на 29,1%.
Поступления ПИИ в территориальном разрезе показывают значительную дифференциацию их распределения по регионам. Наибольший удельный вес в общем объеме ПИИ за период с 2000 по 2012 годы приходится на предприятия Иссык-Кульской области – 42 % или 1049 млн. долл. США, г. Бишкек – 39 % или 1016 млн. долл. США, и Джалал-Абадской области – 10 % или 295 млн. долл. США.
Ниже проанализируем инвестиционные процессы в странах СНГ на основе базовых характеристик этих процессов, и выделим три основных условия для достижения ускоренного и устойчивого роста (таблица 1).
Во-первых, высокая степень концентрации инвестиций в экономике - достаточная для современных темпов обновления капитала. Опыт развитых стран показывает, что доля валового накопления основного капитала к ВВП зачастую немногим ниже 20%, в редких случаях – выше. Обратной противоположностью являются страны СНГ, в которых длительное время наблюдалась макроэкономическая дестабилизация, и имеется высокая потребность ввиду массового морального и физического износа основного капитала.
Анализ динамики валового накопления основного капитала к ВВП за 1991-2012 годы, свидетельствует о том, что резкое его падение наблюдается за период с 1991 года по 1994 год: с 35% до 9% к ВВП, и в итоге средняя доля составляет всего 17,6% к ВВП. По итогам 2012 года данный показатель составил 24,1%, что немногим ниже среднего значения по странам СНГ (24,6%).
По данному показателю в 2012 году выделяется Беларусь (38%), следом идут Таджикистан (27%) и Армения (26%), причем показатели этих стран выше среднего значения по СНГ. Однако, при этом наблюдается спад инвестиционной деятельности в Беларуси (-13,5%) (в связи с сокращением долгосрочного кредитования экономики) и Таджикистане (-24,4%) (в основном из-за приостановки финансирования строительства Рогунской ГЭС).
Как не парадоксально, но показатель накопления основного капитала низок в Азербайджане (19,4%), России (20,9%) и Казахстане (21,3%). Но это объяснимо. В отдельные годы в богатом углеводородами Азербайджане доля превышала 40%, поэтому темпы роста экономики наибольшие среди стран СНГ (в период 2000-2012 годов в среднем около 13% в год). Высокий уровень инвестиционных вложений демонстрировал Казахстан, уровень инвестиций в этой стране в 2000-е годы складывался в интервале 30%-35%, что отразилось на высоких темпах экономического роста. Характерно, что эти страны (в большой степени Россия и Казахстан) используют ВВП и свои накопления не только внутри страны, но и за рубежом, у них экспорт значительно превышает импорт. В Молдове, Таджикистане, Армении и Кыргызстане расходы на конечное потребление превышают размер ВВП. Очевидно, что они обеспечиваются за счет поступлений от трудовых мигрантов, работающих за рубежом.
В индустриальных странах доля накопления основного капитала составляла 30%-35% и более. Отсюда можно сделать вывод, что желательная норма валового накопления в ВВП для стран СНГ составляет не менее 30%, а еще лучше – 35% и более, причем на протяжении от 5 до 10 лет.
Во-вторых, наличие преобладание опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВВП.Динамика инвестиций в разных странах иногда демонстрируют более замедленный рост, нежели рост ВВП под влиянием как циклических, шоковых так и конъюнктурных факторов. Но с другой стороны, периодам стабилизации и высоких темпов экономического роста сопутствует более ускоренные темпы роста инвестиций. Таблица 1 наглядно показывает, что средние темпы роста ВВП за период 2000-2012 годов ниже темпов роста инвестиций во всех странах СНГ. Наиболее интенсивно инвестиции росли в Азербайджане: в 17 раз в 2012 году по сравнению с 2000 годом (или в среднем по 28% в год), здесь же и самые высокие темпы роста ВВП – более 4-х раз за аналогичный период (или около 13%).
В-третьих, активизация привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Как видно из таблицы 1, по общему объему ПИИ наибольший приток направляется в более динамично развивающиеся страны СНГ: Казахстан, Россию, Украину, а также в Азербайджан. Это наглядно показывает приоритетную направленность потоков ПИИ со стороны иностранных компаний в сырьевой топливно-энергетический комплекс. Рассматривая показатели на душу населения за 2012 год, выделяется Казахстан (1442 долл. США), затем следует Беларусь (1090 долл. США), Туркменистан (680 долл. США) и Азербайджан (585 долл. США). Среди других стран неблагоприятное положение наблюдается в Таджикистане (18 долл. США), что связано с остановкой финансирования проекта Рогунской ГЭС. Кыргызстан (93 долл. США) опережает по данному показателю лишь Таджикистан и Узбекистан.
По итогам проведенного трехэтапного количественного анализа, можно сделать общий вывод, что несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал в период 2000-2012 годов, его среднегодовые темпы были наименьшими среди стран СНГ и составили 7,1%. Это обстоятельство, на наш взгляд, негативно отразилось на среднегодовых темпах роста экономики (около 4% в год) за аналогичный период. При поступлении ПИИ наблюдается мультипликативный эффект – например, приток инвестиций в одну из отраслей экономики практически автоматически означает увеличение притока ПИИ в смежные. Общее влияние вливания инвестиций в экономику отражается на росте ВВП не на прямую, а с определенным запаздыванием (временным лагом), как правило, в течении последующих 2-5 лет. В то же время, существенными препятствиями для перехода на устойчивый рост экономики являются неразвитость инфраструктуры и технологий, есть проблемы с коррупцией и административными барьерами
При этом необходимо отметить, что для достижения целевых показателей роста экономики в 7-8%, как предполагается в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, следует почти треть ВВП страны (около 30-35%) направить в производство в форме инвестиций. Очень важным моментом является целевое привлечение инвестиций для создания рабочих мест и развития экономических слабых регионов. Причем, изменения инвестиционной политики должны осуществляться в совокупности с внедрением проектного подхода и создания соответствующей управленческой и институциональной среды по привлечению и продвижению инвестиций.
Анализ существующей институциональной структуры привлечения инвестиций
Началом реформ по проведению политики активного привлечения иностранного капитала в нашей стране считается формирование Государственной комиссии по экономической реформе, которая разработала основы стратегии и принципы реформирования нашей экономики. В частности, «Госкомиссия плодотворно и напряженно работала в дальнейшем над разработкой уставов и положений различных новых хозяйственных формирований, над определением новых функций министерств и ведомств в рыночных условиях, антикризисной программой, Концепцией внешних экономических связей, курировала выпуск экономической газеты (Вестник правительства)» [1]. Большое внимание в этой программе было уделено привлечению и продвижению иностранных инвестиций в КР.
Реализацией единой государственной политики по привлечению и продвижению иностранных инвестиций в Кыргызской Республике занимались, созданные в июле 1992 года, две организации: Государственный комитет Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию (Госкоминвест) и Государственная комиссия по иностранным инвестициям и экономической помощи, объединившая в своем составе членов Правительства во главе с Премьер-министром Кыргызской Республики, созданная с целью координации деятельности всех государственных органов и хозяйствующих субъектов по использованию иностранных инвестиций и экономической помощи. Сам процесс привлечения иностранных инвестиций начался в республике с 1993 года. В первый год единственной формой внешних инвестиций стали иностранные кредиты в объеме 3,6 млн. сомов.
Система управления государственной политикой иностранных инвестиций постоянно реорганизовывалась. Если с момента образования функцию исполнительного органа Государственной комиссии по иностранным инвестициям и экономической помощи выполнял Госкоминвест, то позже в ноябре 1997 года исполнительным органом стало вначале Агентство по иностранным инвестициям, а затем Государственный комитет Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию (1998г.). В декабре 2000г. задачи по привлечению инвестиций были возложены на Государственный комитет Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций. Далее, функции по привлечению инвестиций были переданы Министерству экономического развития, промышленности и торговли (2004г.), Министерству экономики и финансов (2006г.), Министерству экономического развития и торговли (2007). В сентябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), предполагающее охват этой деятельности.
С мая 2010 год по настоящее время в Кыргызстане выполнение данных функций распылено между рядом организаций. Функции привлечения и продвижения иностранных инвестиций сейчас возложены на многие министерства и ведомства, включая Минфин, Минсельхоз, Минтранском и др., центральную роль в организации привлечения и продвижения прямых иностранных инвестиций выполняет Министерство экономики.
В результате перечисленных обстоятельств функции создания благоприятного имиджа и оказания услуг инвесторам выполняются крайне неэффективно, а задачи активного целевого привлечения ПИИ не решаются в принципе (даже в случае осуществления крупных проектов в большинстве случаев имеет место лишь реагирование на инициативы, выдвигаемые иностранными компаниями). К сожалению, надо признать, что до настоящего времени работа по привлечению иностранных инвестиций ведется в значительной степени не скоординировано, не системно и неэффективно, что является (наряду с недостаточно привлекательной бизнес - средой) серьезным препятствием на пути значительного увеличения прямых иностранных инвестиций.
Успехи страны в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) зависят от трех взаимосвязанных факторов:
- Инвестиционного климата, включая состояние регулятивной системы и бизнес - среды;
- Стратегии продвижения инвестиций;
- Способности институтов по реализации этой стратегии.
В данных условиях одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику страны является создание специализированного агентства по привлечению инвестиций, основной функцией которого является формирование комфортных условий для зарубежных инвесторов.
Централизация многих функций государства в сфере содействия прямым иностранным инвестициям в рамках одного единственного специализированного агентства является популярным методом организации и внедрения государственной политики содействия стратегически важным прямым иностранным инвестициям. Так, Международная ассоциация агентств привлечения инвестиций (МААПИ) насчитывает уже более 180 организаций-членов со всего мира.
Опыт других стран в создании агентств говорит о большом многообразии форм и функций АПИ в зависимости от стоящих перед страной задач, ее размеров, наличия минеральных ресурсов, структуры экономики и других специфических особенностей.
Важнейшие характеристики успешного АПИ, в соответствие с примерами успешной практики их работы[2]:
• АПИ должны получать адекватное финансирование, чтобы иметь возможность привлекать и удерживать правильно мотивированный квалифицированный персонал
• АПИ должны иметь связь с центральным руководством страны
• В то же время в правлении АПИ должны присутствовать специалисты из частного сектора экономики
• АПИ должна представлять собой для потенциальных инвесторов систему «одного окна», способная предоставить потенциальному инвестору всю информацию о процедуре инвестирования и открытия и/или расширения бизнеса, получения необходимых разрешения и лицензий и пр.
• АПИ должна выполнять функцию построения имиджа страны с точки зрения потенциального инвестора
• АПИ может принять на себя функцию по мониторингу потребностей и проблем потенциальных инвесторов, чтобы вовремя и регулярно «сигнализировать» правительству о необходимости внесения тех или иных изменения в законодательство.
• Функцией АПИ является продвижение инвестиций в экономику своей страны посредством целого ряда методов и инструментов, таких как проведение форумов и конференций для целевой группы инвесторов, оказание информационной и консультативной поддержки инвесторов, обеспечении контактов между инвесторами и представителями органов власти как центрального, так и регионального и местного уровней.
Создание института по продвижению инвестиций и передача ему ключевых полномочий в сфере исполнения данных функций, а также привлечение необходимых финансовых ресурсов для функционирования агентства позволит решить многие из существующих в данной сфере проблем и существенно улучшить работу по привлечению ПИИ.
Анализ практики работы агентств по привлечению инвестиций за рубежом, показывает, что в основном, агентства создаются и контролируются государственными органами власти и находятся либо в полной, либо в частичной собственности государства. Это связано с тем, что работа над привлечением зарубежного капитала в последние годы приняла форму целенаправленной экономической политики и стала одной из приоритетных задач большинства как развитых, так и развивающихся стран мира. Соответственно, подавляющее большинство агентств по привлечению инвестиций имеют статус государственной организации. Вместе с тем, законодательство некоторых стран позволяет наделять агентство юридической формой, в соответствии с которой организация финансируется как из государственного бюджета, так и из иных источников, в том числе, за счет предоставления платных услуг, сохраняя при этом государственный статус. Дело в том, что правовое положение государственной организации накладывает массу ограничений на ее работу, в том числе финансовых. Вместе с тем, практика работы подобных организаций за рубежом показывает, что национальные агентства по привлечению инвестиций не являются рядовыми государственными органами. Как правило, агентство – это «лицо страны» в глазах зарубежных инвесторов. Сотрудники данных агентств являются профессионалами, владеющими двумя или более языками, прекрасно разбирающиеся в национальном инвестиционном, налоговом, земельном и ином законодательстве, имеющие опыт работы в крупных международных компаниях и не понаслышке знакомые с проблемами, возникающими у инвесторов при реализации инвестиционных проектов. Сотрудники данных агентств приходят на работу не для получения опыта, а для его практической реализации.
Представляется, что агентство по привлечению инвестиций в статусе государственного агентства не сможет эффективно выполнять данные задачи в силу действующего законодательства, регулирующего работу государственных органов исполнительной власти, высокой бюрократической составляющей и существенными ограничениям по финансовой мотивации труда. Исходя из этого, основной задачей определения правового положения Агентства по привлечению инвестиций является создание агентства в такой юридической форме, которая бы позволяла максимально сохранить государственный статус и, одновременно, снизить ограничения, в том числе финансовые, накладываемые на работу органов исполнительной власти. Необходимо избежать создания очередной зарегулированной неповоротливой структуры, которая не сможет эффективно выполнять возложенные на нее функции.
Добавить комментарий