|
ГЛАВА I. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
1.1. Теоретические аспекты общенациональных ценностей
В настоящее время Кыргызстан переживает сложный, противоречивый период поиска путей обновления и развития. Одной из причин кризисных явлений современного кыргызстанского общества является проблема определения и реализации общенародных или, говоря другими словами, общенациональных ценностей, которые не противоречат общечеловеческим ценностям и обеспечивают жизнеспособность общностей людей в многонациональном обществе.
Ценности и идентичности – это алгоритмы духовного развития. Неудачно приданный алгоритм порождает конфликты вну три и вне общества. Удачно избранный алгоритм придает человеческому существованию позитивный посыл. К примеру, человек ответственен не только за себя, но и за окружающий его мир (основа кочевого образа жизни).
Любое общество имеет в своей основе два вектора развития: цивилизационный и культурный. Под цивилизационным вектором понимается технико-технологическое развитие, а под культурным вектором - духовное развитие. Исходя из этого, можно обозначить три формы общности, общежития:
1. Приоритетность духовного развития над цивилизационным;
2. Приоритетность цивилизационного развития над духовным развитием;
3. Совместное развитие духовного и материального векторов.
Приоритетность цивилизационного развития над духовным развитием диктует свою иерархию ценностей. На вершине этих ценностей находятся ценности материального порядка. В отличие от них приоритетность духовного развития над цивилизационным базируется на духовных ценностях. Она присуща традиционным формам общежития человека.
Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы» пишет: «Когда культура умирает, она превращается в цивилизацию». Тем самым, говоря, что доминантность цивилизационного развития над культурным развитием делает сферу технико-технологического не только привлекательным, но и предпочтительным с позиции обеспечения себя и своих близких материальным благом. Так сфера духовного не дающее материальное благо теряет свою привлекательность и своих потенциальных носителей и творцов, что неминуемо сказывается на системе ценностей данного общества.
Ценность сама по себе в отрыве от человека не существует. Поэтому ценность - это особая реальность, существующая только в человеческом мире на основании человеческих отношений к ним, к миру материальному и духовному; к миру социальному и природному; к миру одушевленному и неодушевленному. Виды ценностей могут быть разные – моральные (этические), эстетические, религиозные, философские, социальные, экологические, научные, политические, юридические, экономические и т.д.
Ценности в человеческом мире выступают ориентирами, воздействуя через символы и знаки на человека на индивидуальном и коллективном уровне. Ценности обладают регулятивными и нормативными функциями. Но стоит особо отметить, что ценности и ценностная шкала устанавливаются человеком, обществом на основе человеческого разума, вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т.д. Отсюда основанием или признаком существования ценностей в мире человеческом выступает их значимость для человека, общества.
Аксиология (учение о ценностях), опирающаяся на человека, критерием оценки избирает «человечность и бесчеловечность». На основании такого подхода выделяют ценности, псевдоценности и антиценности.
Говоря о ценностях, невозможно не сказать об идентичности. Так как именно идентичность объективирует и иерархически выстраивает взаимосвязи и взаимозависимости ценностной шкалы.
Проблема идентичности для современного человека является очень значимой, если не ключевой проблемой развития, как на уровне индивида, так и на уровне коллектива. Идентичность – это осознание принадлежности к определенной группе, основанное на географической, лингвистической и культурной общности.
Для того чтобы знать, что с нами происходит, и куда мы движемся в плане духовного развития, необходимо знание духовных основ своего народа. Начнем наше рассмотрение с изложения некоторых основ традиционных ценностей кыргызского народа.
1.2. Современное состояние общенациональных ценностей в Кыргызской Республике
Традиционное бытие кыргызского народа. Какими были.
1. Основательность кочевника, т.е. доведение им своего бытия в этом мире почти до совершенства - основа гармоничного отношения человека с миром, как внешним, так и внутренним. В этом суть кочевого способа бытия.
Кочевник и религия – кочевник-кыргыз это сын бога Тенгира, наделенный свободой и ответственностью.
Кочевник и природа - кочевник-кыргыз осознает себя частью природы, поэтому он никогда не противопоставляет себя природе. А пытается согласовать, сорганизовать свое бытие в унисон с бытием природы.
Кочевник и кочевник - отношение как к себе подобному. Отсюда уважение и почтительность.
Кочевник и оседлый – отношение как к себе подобному, но ущербному, не обладающему свободой. Отсюда - жалость и сочувствие.
2. Созерцательность. Благодаря коню кочевник передвигался не двигаясь. Находясь в таком состоянии, он не только созерцал, но и понимающе воспринимал окружающий мир. А это давало возможность гармонично сообразовать свое бытие с бытием мира. Он не требовал от природы большего, чем она могла бы дать, и не разрывал тело земли, а массировал ее и брал от нее только то, что она могла дать, и был благодарен и чуток к ней. Он будто хотел это совершенное отношение сохранить на века.
3. Бинарность мира. Желание построить гармоничный мир требует упорядоченности в отношениях не только с миром внешним, но и с миром внутренним. И поэтому, мир кыргыза–кочевника организован, упорядочен с помощью бинарных пар, таких как: мужское - женское; верх - низ; правое - левое; тор - босого (почетное место и порог); старший – младший; тундук - казан.
4. Язык и письменность. Стремление к совершенству можно у кыргыза–кочевника заметить и через его язык, который построен на основе агглютинации. Именно такая организация языка позволяет современному кыргызу прекрасно понять без толмачей то, что было написано их предками многими веками раньше. Орхоно-энесайская или, говоря точнее, древнекыргызская письменность доступна и понятна нам, ныне живущим.
5. Толерантность (терпимость) - это форма кочевого общежития. Толерантное отношение не только к себе подобным, но и ко всему живому и не живому в мире.
6. Софиократия, т.е. мудрократия, как высшая форма демократии, было основой государственного устройства кыргыза–кочевника (совет старейшин, суды аксакалов, курултаи).
7. Главный принцип жизни. Кыргыз–кочевник, веровавший в Тенгир–Ата. Имя всевышнего состоит из двух слов «тен» и «г(к)ир», что означает войти равным. Войти равным куда? Войти равным в мир духов предков. Значит главный принцип мира истинного, мира духов предков - это равность, которую кыргыз–кочевник перенес в мир земной и пытается строить отношения на основе этого принципа.
8. Душевные качества. В шкале ценностей у кыргыза–кочевника духовное стояло выше материального начала. Точнее материальное ради духовного. Поэтому кыргыз–кочевник трудился, ел ради того, чтобы жить, а не наоборот, т.е. жить, чтобы трудиться, есть. Именно эта устремленность в духовное придавало позитивное, положительное содержание душевному складу кыргыз–кочевника: изначальное, культурно–онтологическое благородство, свободолюбие, доблесть (эр–джигит), патриотизм; дух коллективизма и товарищества; мобильность, упорство, великодушие, доброжелательность, честность, верность, щедрость, милосердие, гостеприимство, веротерпимость, уважительное отношение к себе и к другим, умение приспособиться к окружающему миру. И именно эти душевные качества кыргызского народа замечают приезжие иностранцы, и именно они притягивали представителей других народов и культур, желавших стать кыргызами, дружить или породниться с ними.
Бытие в мире оседлых. Какими стали.
Причины:
1. Расширение мира оседлых людей привело к тому, что кыргыз–кочевник был вынужден либо конфликтовать, либо попытаться жить в мире оседлых.
2. Кыргыз–кочевник в силу своего менталитета (это умение уживаться с людьми, подобными себе) решил не столько уживаться, сколько подражая быть в мире оседлого человека. Но подражанием он настолько увлекся, что это почти стало его второй натурой. В нем выработалось и закрепилось имитационное сознание. Культивируя имитационное сознание, он стал довольствоваться имитационным существованием. А имитационное существование разрушает культурные основания и ведет к духовной деградации.
3. Культурная революция, обезглавившая, лишившая кыргызский народ духовной элиты.
4. Распад СССР привел к разрушению идеологических основ советской общности. Период суверенного существования Кыргызстана не породил четких новых основ общностей. Мы занимались лишь демократической риторикой, дающей основание для реализации сомнительных, а порой и вовсе духовно реакционных проектов, что породило в душах людей смятение и страх перед будущим крушением.
5. К тому же усиление влияния и культивирование ценностей западной массовой культуры способствовало еще большему обесцениванию традиционных ценностей, придававших подрастающему поколению нравственные ориентиры.
6. А так же темпы технико-технологического развития человечества породили новые формы коммуникации и получения информации – телевидение и интернет.
7. Дикий и неконтролируемый капитализм, имеющий место быть в Кыргызской Республике, культивирующий индивидуализм, опираясь на частную собственность, нацеливает людей на приобретение и приумножение материального. Рядом с материальным духовные устои, такие как честь, честность, порядочность, любовь к родине теряют свою ценность. Поэтому стало в порядке вещей продать честь, совесть, землю, родину. Безнравственность становится нормой жизни. Если в былые времена осуждали воров, лгунов, то теперь осуждают того, кого обокрали, обманули, обесчестили. Поэтому теперь идут учиться, получать знание не для того, чтобы кому-то принести пользу, а для того, чтобы кто-нибудь его не обманул и для того, чтобы быть в состоянии обмануть, провести другого. Обман уже не порок, а норма жизни.
8. Отсюда мы можем сказать, что мы живем в неорганизованном мире, следовательно, в искаженном мире. А в искаженном мире искажается и шкала ценностей, порождающая конфликты, противоречия и двойные стандарты.
9. Отсутствие системного подхода во всех сферах общества. С обретения суверенитета все изменения в республике происходили спонтанно без особой системности. Чтобы не быть голословными, приведем примеры, подтверждающие вышесказанное. Об отсутствии не только системного подхода, но и системных изменений говорит хотя бы тот факт, что в столице нет ни одного парка, носящего имя представителя государствообразующего народа. Но есть парки, носящие имя представителей других народов, к примеру, парки имени Панфилова, Фучика, Ататюрка. Правда, есть сквер имени Тоголока Молдо, который красноречиво говорит о том, что дело кыргызской культуры сквер-ное. Районы и улицы духовно не структурированы, значит, и в них нет духовного посыла. Районы и улицы не соответствуют посылу города Бишкек. Их названия и посыл до сих пор остались советскими. К примеру, районы города Бишкек – Первомайский, Октябрьский, Ленинский, Свердловский. Центральные улицы города остались те же – Киевская, Московская, Горького, Гоголя, и др.; и то, что в здании с историческим прошлым обосновался Американский Университет Центральной Азии, и то, что скверы, микрорайоны и закоулки столицы носят имена представителей государствообразующего народа, могут говорить только о том, что мы не можем освободиться от прежней идеологии с одной стороны, а с другой - о нежелании или неумении создать новую, свою.
10. Отсутствие четко выверенной национальной политики и преобладание гипертрофированных западных демократических ценностей свободы слова печати и вероисповеданий, способствовали не консолидации, а атомизации общества, акцентируя внимание не на коллективное, а на индивидуальное начало. К примеру, если национальные меньшинства, используя демократические лозунги, пытаются сохранить и развивать свою культуру, то экстремистски настроенные представители национальных меньшинств придают движению за сохранение и развитие своей культуры, негативный оттенок, противопоставляя ее кыргызской культуре, что неминуемо вырабатывает и сеет в республике дух отчуждения и вражды.
Следствие:
1. Место кыргызской культуры и кыргызского языка в собственной стране периферийно. Именно эта периферийность, т.е. отношение к самим себе как чужим, отвращает подрастающее поколение от собственной культуры, истории и языка. А это уже говорит о «сквер»ности нашего положения. Поэтому каждый представитель государствообразующего народа чувствует себя в собственной стране ущербным, так как ни ему, ни его языку, истории, культуре не уделяется должного внимания.
2. В такой обстановке как ни парадоксально это звучит, кыргызу трудно быть кыргызом в собственной стране и тем более быть духовно объединяющим локомотивом. К примеру, делопроизводство было отложено до лучших времен, но ради справедливости надо сказать, что лучшие времена никогда не наступят, если для них не создать соответствующие условия. А самые лучшие условия - это начать вводить кыргызский язык в делопроизводство. Ведь простое ожидание лучших времен напоминает ситуацию, когда ребенку не даешь встать на ноги и пойти, а насильно сажаешь и для надежности перевязываешь ему ноги, для того, чтобы он самостоятельно не попытался пойти. При этом его успокаиваешь: «Вот скоро ты станешь большим мальчиком, ноги твои окрепнут, вот тогда ты не пойдешь, а сразу побежишь. Поэтому пока посиди и отдохни».
3. Часть старшего поколения, поддавшись материальному искушению, потеряло не только уважение и кредит доверия, но и дискредитировало всех, кто мог бы служить, соответствуя духовному статусу «аксакал», нравственно-этическим ориентиром для подрастающего поколения. А младшее поколение потеряло терпение, и решило само занять духовное место и без посторонней помощи провозгласить себя аксакалом.
4. Мы все больше и больше влезаем в долги. Статус и положение должника - это надежная гарантия того, что мы, лишенные собственного голоса, будем чувствовать себя ущербными и неполноценными. Также статус должника делает нас послушными, ведомыми и зависимыми. А зависимость не дает нам возможности руководствоваться своими интересами и проводить свою политику.
5. Мы до сих пор руководствуемся в политике поиском друзей. Друзей в политике не бывает, а бывают партнеры.
6. Направленность, придаваемая государством малочисленному кыргызскому народу на двойное гражданство и стимулирование внешних миграционных процессов для будущего кыргызской культуры и языка, да и для кыргызской государственности в целом - это путь в небытие. Для малочисленного кыргызского народа его распыление по государствам и религиозным конфессиям – это путь в небытие. К примеру, в Кыргызстане ведут деятельность 2330 религиозных организаций, из них 1943 - исламские, 371 - христианские, 14 - представляют собой объединения новых религиозных течений .
7. Семья как социальный институт испытывает ощутимый кризис. Рост числа разводов и гражданских (не регистрированных) браков. Семья является святой ячейкой общества, предметом охраны и заботы государства. Однако в настоящее время семья как социальный институт испытывает ощутимый кризис. Воспитание в семье носит бессистемный характер. По данным международных организаций от 500 000 до 1 000 000 граждан Кыргызстана покидают свой отчим дом и выезжают на заработки. Дети остаются без родителей на попечении бабушек, дедушек и дальних родственников, и даже у соседей.
8. Школа как общественный институт, в которой дети получают основное образование и воспитание, на сегодняшний день не отвечает современным требованиям.
9. К современным негативным политическим ценностям можно отнести следующие явления:
• Политизированность. Политизация народа нарушает гармонию профессиональной деятельности всего общества.
• Многопартийность. Многопартийность приводит людей к разобщенности, порождает амбиции и эгоцентризм. Многопартийность враг объединения людей в общих интересах. Многопартийность порождает хаос и беспорядок.
Последствия:
1. Все это вело и ведет не только к размыванию границ между добром и злом, подрывает и без того слабые основы духовного единства страны, но и породило в душах людей смятение, неуверенность в завтрашнем дне и страх перед будущим крушением. Так как в обществе легально и нелегально культивируются индивидуализм, приоритетность материальных ценностей над духовными.
2. Безнравственность стала нормой жизни. В мире материальных ценностей, где культивируется материальное ради материального начала, вело и ведет к утрате души, духовного начала, а, следовательно, связь, взаимоотношение людей, если следовать такому ориентиру, будут строиться только на основе материального начала. Имущий человек возносится над не имущим человеком. А не имущий человек относится к имущему человеку, как к идеалу. Значимость человека в мире возможно только через материальное начало. Поэтому люди, ориентированные на материальное начало, боготворят материальное. И ради материального начала они способны на многое: на унижение, оскорбление, предательство. Ради материальных благ они готовы продать честь, совесть, друга, любимую (мать, девушку, землю, Родину).
3. Ценностный ориентир для современного человека - это не честный и нравственный человек, а человек предприимчивый и безнравственный, который всеми правдами и неправдами добивается своего. В таком мире имущие относятся к неимущим людям с презрением, как к людям второго сорта. Человек неимущий не заслуживает уважения, почета. Чтобы быть уважаемым и почетным членом общества, он должен стать имущим. Отсюда человек, зависящий от материального начала, может быть в мире только как имущий. Следовательно, чтобы быть, он должен иметь. Не имея материального богатства, он не может быть ни уважаемым, ни заслуживающим почета человеком. Да и человеком он себя не может чувствовать без материального начала. Отсюда и устремленность к приобретению материального всеми правдами и неправдами.
Материальное стало идолом не только для среднего, но и для подрастающего поколения. За 20 лет выросло одно поколение молодых людей, ориентированных на материальное начало, не знающих и не ценящих свою культуру, Родину, народ, язык. И в силу этого они готовы в любой момент уехать хоть куда, лишь бы было там сытно и тепло. Но именно такое состояние рождает или побуждает другую часть молодежи вспомнить, что они кыргызы, кыргызстанцы и становиться патриотами своей страны.
1.3. Основные проблемы формирования общенациональных ценностей
в Кыргызской Республике и пути их решения
Попытка обретения собственного бытия. Какими хотим стать.
Цель:
1. Для нас важно стать стабильной страной, как духовно, так и материально. Поэтому девизом страны может быть «Материальное развитие ради духовного совершенствования и процветания Кыргызстана».
2. Для нас важно стать духовной Республикой, культивирующей кыргызскую духовность, непротиворечащую общечеловеческим ценностям: изначальное, культурно–онтологическое благородство, доблесть, честность, верность, щедрость, гостеприимство, толерантность, уважительное отношение к себе и к другим, любовь к Отчизне.
Задачи:
1. Во-первых, знать:
• Что в созидательно добром деле не бывает мелочей. Поэтому важно не только как именуются города, районы, улицы, но и как пишутся рекламы и вывески магазинов и кафе, и вообще на каком языке мы говорим. Должно быть то, что центрирует целое. К примеру, основные улицы должны центрировать духовную основу того или иного народа. Главные улицы городов Кыргызстана должны быть идентичными, говоря о единой духовной устремленности и уникальности данного государства. Кыргызский народ обладает самым большим и великим эпосом «Манас», можно было бы основные улицы городов Кыргызстана именовать Манас, Семетей, Сейтек. И таким образом пристраивают все остальное.
• В сфере религии внести изменения и дополнения в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 31 декабря 2008 года №282, чтобы не 200 человек могли открыть и зарегистрировать религиозную организацию, а поднять планку до 1000 человек .
• Чтобы сохраниться не только телесно, но и духовно, необходимо знать и создавать условия для передачи и трансляции собственных культурных ценностей от поколения к поколению. Это умели делать наши предки. Умели они также сосуществовать не только с природой, но и с оседлыми и кочевыми соседями. При этом, не утрачивая ни собственных культурных оснований, ориентированных на развитие духовной чистоты, ни собственного достоинства.
• Что любая форма правления - это всего лишь средство, а не цель. Поэтому превращение средства в цель подводит к тому, что теряется сама цель. А целью у нас должно быть сохранение и процветание кыргызской государственности создающей условия для развития кыргызского языка и кыргызской духовности, дающей другим народам и народностям жить в мире на кыргызской земле сохраняя свою культуру не попирая кыргызскую.
2. Во-вторых, начать:
• с осознания собственных культурных истоков. И только после этого конституцию, форму правления адаптировать под собственные культурные основания. Такой путь может сделать конституцию и любую форму правления культурно прогрессивной. Любой иной путь, по сути, окажется не только культурно регрессивным, но и безвозвратно разрушительным.
• с избавления не от всего старшего поколения, а от тех, кто дискредитировал себя во власти.
• с осознания того что кыргыз-мусульманин не должен отказываться от культурного наследия и от веры отцов тенгрианства. Это придаст кыргызу мусульманину свой неповторимый уникальный культурный лик и только тогда он не будет плохой копией араба-мусульманина. В этом вопросе мы можем брать пример от наших братьев японцев, которые не отказались от синтоизма в пользу буддизма. И от этого они не стали плохими буддистами, а стали буддистами, имеющими свой культурный лик, т.е. дзен–буддистами.
3. В-третьих, создать:
• условия для функционирования языка, возродить древнекыргызскую (орхоно-энесайскую) руническую письменность и тем самым дать возможность нашему духу обрести себя в своем доме – языке базирующегося на своем родном фундаменте (древнекыргызской письменности).
• продуманную национальную программу, реализующую духовное единство народов Кыргызстана. Программа должна стать основополагающим документом для всех учреждений и учебных заведений, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
4. В четвертых, обучать и воспитывать:
• подрастающее поколение должны сами представители кыргызского государства, а не доверять их другим и тем более не давать представителям других государств открывать дошкольные, школьные и вузовские учреждения, где куется менталитет, чуждый представителям кыргызской культуры. Это вопрос духовной безопасности страны. В Кыргызстане эта стратегическая сфера почти бесхозна, поэтому там хозяйничают другие, которые закладывают основы будущей власти, воспитывая своих сторонников.
• чтобы подрастающее поколение было не только воспитанным, образованным, но и духовно и материально богатым, необходимо особое внимание обратить на педагогические специальности ВУЗов и на состояние школ и учителей в республике.
• человека человеком делают свобода, выбор и ответственность. В Кыргызстане до сегодняшнего дня пользовались в основном свободой и выбором, не сопряженным с ответственностью.
• поэтому ответственность и порядочность должны стать нормой жизни. Но это будет возможно только при системном подходе к реформированию кыргызского общества. Наличие системного подхода – это определенная направленность движения в обществе. Направленность движения в обществе, основанная на духовной идее, способна консолидировать общество.
• системный подход способен изменить общественную шкалу ценностей. Выработать и реализовать системный подход духовного развития Кыргызской Республики.
• для этого выработать кыргызскую, национальную идентичность, построенную на основе кыргызской идентичности, включающей идентичность национальных меньшинств.
• придать работе Ассамблеи народов Кыргызстана, кроме сохранения и развития самобытной идентичности, просветительский характер, разъясняющую роль кыргызского языка и культурных ценностей в становлении национальной идентичности. Ибо подрывная деятельность на основе противопоставления может формировать только негативную ситуацию, могущую порождать как межэтнические, так и межконфессиональные конфликты.
• формировать национальную идентичность Кыргызстана, базирующихся на трех основообразующих и основополагающих началах: 1) общечеловеческая идентичность, 2) кыргызстанская идентичность, базирующаяся на кыргызском языке и кыргызских ценностях; 3) этническая идентичность народа Кыргызстана.
• осознать, что приоритетным путем развития для кыргызского государства и народа должен быть не путь рассеивания социальной энергии и духовности, а создание условий для консолидации и единения социальной энергии с позитивным посылом для созидания духовности. Такую направленность могут разработать и реализовать только единомышленники-профессионалы с духовно цельным мышлением. Оно возможно только при системном подходе, ориентированного на традиционные ценности кыргызского народа, который даст основание Кыргызской Республике быть духовной.
Итак, распыление кыргызского генофонда и социальной энергии ради сохранения власти не должно быть приоритетным путем развития Кыргызской Республики.
Именно такие базовые ориентиры в системе образования и воспитания, подкрепленные соответствующими законами и экономическими преобразованиями, позволят гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, сохраняющие и развивающие этнические, религиозные, языковые, культурные, профессиональные идентичности, и стать основой общегосударственных ценностей Кыргызской Республики.
Для реализации вышесвышесказанного недостаточны понимание и осознание необходимости его внедрения, но и государственная воля, запускающая механизм выработки, внедрения и контроля реализации духовной программы, разумно распределяя финансовые потоки бюджета в духовную сферу. Показать |
0 0 |
;