|
Механизмы реализации ГЧП в КР
Механизмы реализации ГЧП в КР
Механизмы реализации государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике
Ч.М. Алкадырова, к.э.н., доцент
Академия государственного управления при Президенте КР.
В 2012 году в Кыргызской Республике был принят Закон «О государственно-частном партнерстве в КР», который открывает новые возможности для Кыргызстана для реализации полномасштабной модернизации экономики и социальной сферы. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности данной формы взаимодействия бизнеса и власти. Так как ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государ ственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, бурное развитие многообразных форм ГЧП наблюдается во всех регионах мира. Их широкое распространение в самых разных отраслях экономики и сферах деятельности позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики .
Первое упоминание о ГЧП в Кыргызстане появилось в Стратегии развития страны на 2008-2011 годы. Мало, кто знает, что первый Закон КР «О государственно-частном партнерстве» был принят в мае 2009 года. Однако он не соответствовал основным критериям ГЧП и оказался нежизнеспособным. Чтобы и вновь принятый Закон не постигла незавидная судьба своего предшественника, необходимо разработать механизмы реализации данного Закона, отдельные элементы которого будут описаны ниже.
Для населения Кыргызстана все еще присутствует стереотип, что все что делается государством (предоставление государственных услуг, управление государственной собственностью, социальное обеспечение – образование, медицинское обслуживание и проч.), это естественно, качественно и дешево. Кроме того, существует вера, что государственная собственность – это общенародная собственность и всякие попытки передачи этой собственности в частные руки воспринимаются большинством населения республики как посягательство на их, народную, собственность. В качестве аргументов против прямой и полной приватизации государственной собственности чаще всего приводят риски сокращения числа рабочих мест, удорожания коммунальных услуг, замены монополии публичных служб частной монополией .
А что мы наблюдаем сегодня на самом деле?
На сегодняшний день в КР В Минюсте зарегистрированы 545 государственных предприятий и 48 ОАО с госдолей от 0,1 до 100 %, но фактически действуют около 200 гос. предприятий. До 2011г. все они были убыточные и только в 2011г. впервые за полгода работы от управления госпакетом акции было обеспечено поступление в бюджет 2,5 млрд. сомов дивидендов (4% от общих доходов республиканского бюджета), тогда как за 20 предыдущих лет с 1991 по 2010 год общая сумма дивидендов, поступивших от компаний с госдолей составила всего около 2,5 млрд. сомов. Данный факт свидетельствует во-первых, о неэффективной деятельности государственных предприятий, в том числе ОАО с государственно долей и во-вторых, о неэффективном управлении самого государства своими активами. Кроме того, коррупционные схемы, присутствующие в освоении бюджетных средств делает любые государственные проекты более дорогими и некачественными в исполнении. В связи с чем, привлечение частного бизнеса в инфраструктурные проекты (строительство и ремонт дорог, мостов, линий электропередач, объектов водо- и газоснабжения, коммунальных объектов), в строительство и ремонт социальных объектов (школы, дошкольные учреждения, больницы, спортивные сооружения и др.), а также передача части государственных услуг частному сектору позволит оптимизировать финансовые потоки, поставит под контроль использование бюджетных средств.
Очевидно, в успешном осуществлении проектов в целом заинтересованы обе стороны партнерства, но в большей степени в ГЧП заинтересовано государство. Особое значение ГЧП имеет также и для экономики регионов, где на его основе возможно развитие местных рынков капитала, товаров и услуг. Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области образования и здравоохранения, дорожного и транспортного хозяйства, коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и водоочистных сооружений, охраны окружающей среды, жилищного строительства, энерго- и газообеспечения. При этом главная проблема, с которой сталкиваются муниципальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления стало обычной практикой во всем мире.
В Кыргызской Республике имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Во-вторых, нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств, выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного и ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой, после принятия соответствующего нормативного пакета. Главное здесь - разобраться в особенностях той или иной модели взаимодействия государства и бизнеса и избежать тех проблем, которые существуют внутри данных моделей.
Одним из сторон партнерства выступает государство. Возникает вопрос, а кто конкретно от имени государства будет партнером в реализации проектов: то или иное министерство или ведомство? ОАО с государственной долей участия (с контрольным пакетом акции)? Государственное предприятие? или какая-либо специально вновь созданная организация?
Как уже было отмечено выше существующие государственные компании не могут гарантировать эффективность, прозрачность и открытость осуществления проектов. Поэтому предлагается для каждого Проекта создание временной Дирекции (либо Корпорации) с заключением Контракта между данной Дирекцией и частной компанией с описанием всех прав и обязательств сторон. По окончании осуществления Проекта, продолжительность которых может варьировать от нескольких лет до нескольких десятков лет, деятельность Дирекции прекращается. В зависимости, в какой сфере осуществляется Проект, в Дирекцию могут назначаться претенденты, прошедшие конкурс и попавшие в резерв кадров, осуществляемый Фондом по управлению государственным имуществом при Правительстве КР. Тем самым, появляются государственные топ-менеджеры, результаты деятельности которых можно оценивать по эффективности осуществления каждого Проекта.
Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности "правил игры" от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен. Көрсөтүү |
0 0 |
;