|
II. Выгоды и риски вступления Кыргызской Республики в ТС
II. Выгоды и риски вступления Кыргызской Республики в ТС
1. Выгоды вступления в ТС
• Большой рынок сбыта
С образованием ТС создается общий потребительский рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным объемом ВВП более 2 триллионов долларов. При вступлении КР в ТС, страна может раскрыть свой потенциал, так как участие в ТС обеспечит свободу передвижения товаров без таможенного оформления, денежных издержек и потери времени, капитала, услуг и рабочей силы.
• Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
Общие правила свободного перемещения товаров внутри Таможенного Союза повысят инвестиционную привлекательность КР, и , надо подчеркнуть, что слабые стороны нашей страны будут способсвовать этому развитию, к примеру: дешевая рабочая сила, энергоснабжение, аренда и т.д.
• Упрощение процедур трудоустройства и повышение социально – экономической эффективности для мигрантов
При вступлении в ТС необходимость получения разрешительного документа исчезнет и выгода для наших граждан составит от 4 до 9 млрд. руб. (от 6 до 13.5 млрд сом). Например, в 2012 году за получением обязательного разрешения на работу в УФМС РФ обратилось 670 000 граждан КР. Известно, что госполшина за документ составляет 1000 руб. (1500 сом) которые являются невозвратными в случае отказа из за отсутствия выделяемых квот, тогда как частные фирмы предоставляют посреднические услуги в гарантированном получении данного документа минимально за 17 000 руб. (25 550 сом).
Действующие ограничения ТК РФ по приему на работу высококвалифицированной иностранной рабочей силы препятствуют многим трудовым мигрантам в получении должности, соответсвующей их профессиональному уровню.
Беспошлинная поставка стратегических товаров
Кыргызстан сможет осуществлять беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат и т.д. Кыргызстан почти весь ГСМ импортирует из России. За 2012 год было импортировано ГСМ на 1 млрд. долларов или на более чем 1 млн. тонн. В настоящее время Россия поставляет ГСМ в Кыргызстан на беспошлинной основе, так как ГСМ является стратегическим товаром. Отмена беспошлинной поставки значительно увеличит общий уровень цен в стране. На данный момент в России госпошлина на экспорт составляет 263$ за тонну ГСМ. В случае введения госпошлины, ГСМ подорожает на 263 млн. долл. США в годовом исчислении. С вхождением страны в ТC снимается угроза резкого повышения цен на ГСМ.
Развитие приоритетных отраслей
Самая первая и необходимая выгода в этой связи является легкая и пищевая промышленность. Россия - основной покупатель продуктов швейной промышленности., Нацстатком показывает рост объема экспорта текстильных изделий, произведенных в Кыргызстане, которые уходят в Россию и Казахстан, с 55 млн. долларов в 2005 г. до 105 млн. долларов в текущем периоде. Всемирный банк по тому же пункту показывает рост с 305 млн. долл. до 1065 млн. Возможно интеграция даст возможность переориентироваться и дать новый виток развитию этой промышленности. При не вступлении в ТС Кыргызстан может потерять эту отрасль, потому как наложение пошлин и сбор таможенных тарифов приведет к удалению данного производства на территории стран ТС.
2. Возможные риски
• Сырьевая база для других стран ТС
Неконкурентоспособные условия ведения бизнеса в Кыргызстане по сравнению со странами ТС могут привести к тому, что инвестиции, необходимые для производства готовой продукции не будут активными. Например, традиционный рейтинг Doing Business показывает, что в Кыргызстане условия для ведения бизнеса по сравнению со странами ТС сложные. Индекс легкости ведения бизнеса в Кыргызстане 70, а в Казахстане, Белоруссии и России 49, 58 и 112 соответственно. Рейтинг Кыргызстана по налогообложению 168, а Казахстана, Белоруссии и России 17, 129 и 64 соответственно. При сложившейся структуре экономики и отсутствии в дальнейшем инвестиций в сектора по производству готовой продукции, существует риск, что Кыргызстан будет экспортировать в преимущественно сырьё и станет сырьевой базой для других стран ТС.
• Ограничение суверенной экономической политики
Вступление в ТС и дальнейшее углубление интеграционного процесса будет охватывать такие аспекты как согласованная макроэкономическая политика по отраслям экономики, что в долгосрочной перспективе может ограничить ведение суверенной экономической политики. В частности, в сфере регулирования естественных монополий, поддержки сельского хозяйства, таможенных тарифов, единых правил и условий для конкуренции.
Повышение цен
Вступление КР в ТС с применением ЕТТ ТС отразится на уровне цен на товары. На сегодня отсутствуют официальные прогнозы по росту инфляции. Основываясь на данных ЕТТ ТС, применяемых в Казахстане, рабочей группой был произведён расчёт стоимости некоторых товаров. Если брать в расчёт только стоимость товаров после растаможивания, то разница нынешних цен и цен после применения ЕТТ ТС небольшая. Например, разница цен на рис после растаможивания составляет 10, 5 %, брюки - 6 %, джинсы – 6,6%, раковины - 2, %, блузки – 1, 6%, рубашки – 2 %, футболки – 2,4 %, кожаные куртки – 2,4%, обувь – 3 %. Однако, надо отметить, что приведенные цифры не показывают окончательную стоимость товаров для конечных потребителей. В расчётах использованы таможенные тарифы, применимые к экономическим операторам РК, без учёта ожидаемых преференций. Структура рынка и интенсивность спекуляций могут значительно поднять цены для конечных потребителей. Данная ситуация может привести к снижению покупательской способности населения.
В связи с этим существует большой риск продолжения роста инфляции в течение последующих нескольких лет, неконкурентоспособности отечественной продукции при вступлении в ТС, массовых недовольств, дестабилизации общественно-политической и социально- экономической ситуации в стране.
Снижение экспорта продукции приоритетных отраслей
Применение ЕТТ ТС при условии отсутствия преференций для импорта сырья и оборудования для приоритетных отраслей может вызвать повышение себестоимости продукции этих отраслей, что отразится на снижении конкурентоспособности отечественных товаров на рынке ТС.
• Возможный рост безработицы в связи с уменьшением реэкспорта
Сегодня товарный рынок Кыргызстана представляют два крупных торгово – рыночных комплекса: «Кара-Суу» и «Дордой». По данным Всемирного Банка эти рынки обеспечивают прямую и косвенную занятость для 150 000 человек (из них 70 000 работают непосредственно на рынках). После вступления в ТС в связи с возможным снижением реэкспорта, общая занятость может снизиться.
Отток высококвалифицированных кадров
При снятии действующих ограничений по приему на работу высококвалифицированных иностранных специалистов в странах ТС, в краткосрочной перспективе возможно усиление оттока таких кадров. Известно, что средняя заработная плата для дипломированных специалистов в странах ТС выше оплаты труда в КР. Для сравнения: специалист по рекламе получает в среднем от 40 000 руб. в Москве в месяц (60 000 сом), 90 000 тенге в Астане (30 000 сом) и 15 000 сом в Бишкеке. Существующие ограничения по приему на работу высококвалифицированных иностранных специалистов по ТК РФ и РК являются одним из сдерживающих факторов роста трудовой миграции. В случае снятия таких ограничений для наших граждан может возникнуть риск массового оттока высококвалифицированных кадров из страны.
Неконкурентоспособность отечественных производителей
Возможность без барьерного доступа к большому рынку не означает автоматического расширения производства и экспорта. Уровень развития этих секторов экономики в странах ТС значительно выше, что ставит отечественных производителей в неравные условия. На сегодняшний день на территории КР ни один из отечественных производителей не готов конкурировать с производителями стран ТС в связи с отсутствием аккредитованных лабораторий в стране, несоответствием нормативно-правовых актов международным стандартам.
Недостаточная государственная поддержка
На сегодняшний день государство КР не располагает достаточными возможностями создать благоприятные условия для отечественных предпринимателей и потому многие из них могут не выдержать конкуренцию с предпринимателями стран ТС. К примеру, в Казахстане действует программа по форсированному индустриально-инновационному развитию. Программа ставит основной целью устойчивый и сбалансированный рост экономики через развитие ключевых секторов промышленности и создание благоприятной среды для индустриализации. Приоритетными секторами выбраны: машиностроение, нефтеперерабатывающая, горнометаллургическая, химическая, атомная, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, туристская отрасль и другие (всего 16 отраслей). Нужно отметить, что основной акцент в программе сделан на наукоемкие технологии и активное участие государства в привлечении иностранных инвестиций, для которых созданы специальные условия (преференции, налоговые льготы, со-финансирование проектов и пр.).
Возможные ограничения привлечения передовых технологий
В случае вступления КР в ТС можно ожидать снижения уровня использования новых технологий и инноваций на отечественных предприятиях, так как страны ТС не являются лидирующими в разработке и использовании прогрессивных технологий и инноваций.
Возможное снижение таможенных поступлений
Одним из важных аспектов при рассмотрении вопроса вхождения КР в ТС является распределение ввозных таможенных пошлин по определенному коэффициенту за предыдущий период. Если использовать метод расчета, основанный на официальных данных импорта за предыдущие годы, то доля КР возможно будет незначительной. Показать |
0 0 |
;