|
РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
РАЗДЕЛ 4. ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принципы и формы ГЧП в КР
Государственно - частное партнерство базируется на определенных принципах, которые определяются сущностью и целями ГЧП, а также теми объективными условиями, которые сформировались в Кыргызстане на современном этапе.
. Наиболее важным является 1) принцип полной и открытой конкуренции при заключении государственных контрактов по всем видам партнерств с органами государственной власти. Этот принцип означает, что преимущественный статус будут иметь только те методы выбора поставщика, подрядчика или концессионера, которые предусматривают обязанность потенциальных участников договорных отношений конкурировать за право получения контракта.
Далее по значимости в процессе осуществления ГЧП должны быть применены следующие принципы:
2) общность интересов участников государственно-частного партнерства при реализации государственной политики.
Поскольку государство определяет социальную, экономическую, финансовую и другие виды политик, необходимо, чтобы реализовались те проекты и программы, которые способствуют решению задач государственной политики;
3) полная прозрачность выбора частного партнера.
Процесс отбора частного партнера должен быть открытым и прозрачным на всех этапах процесса отбора, чтобы исключить любые возможные проявления нечестности, коррупции, нарушения законодательных актов;
4) ориентация на получение результата, который может быть измерен количественно или качественно.
Ориентация на получение измеряемого результата является одним из основных аспектов в мотивации частного партнера при принятии решения об участии в ГЧП - проекте (программе);
5) учет общественного мнения о необходимости реализации проектов или программ на условиях государственно-частного партнерства на конкретных территориях.
Привлечение представителей местных сообществ при решении вопросов о реализации ГЧП - проектов будет являться гарантией дальнейшего осуществления и завершения проектов. Кроме того, поддержка населением инициатив в сфере ГЧП должна опираться на политику поощрения ГЧП, что позволит расширить спектр форм и средств для реализации проектов;
6) государственное определение перечня услуг и объектов, необходимых для развития.
Государство, определяя данный перечень, гарантирует частному бизнесу свою поддержку и активизирует потенциальных частных партнеров, а также берет на себя ответственность за обеспечение экологических интересов в сфере ГЧП.
Государственно – частное партнерство в Кыргызстане является механизмом, построенным на нормах и правилах, позволяющих участникам партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе.
Данное понятие позволяет выделить характерные особенности этого явления:
• стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
• взаимоотношения сторон ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
• взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
• стороны ГЧП должны иметь общие цели и задачи, нацеленные на реализацию государственного интереса;
• стороны ГЧП должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
• стороны ГЧП должны распределять между собой расходы и риски, а также совместно участвовать в использовании полученных результатов.
• применение множества разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом.
Одним из важнейших инструментов реализации Концепции ГЧП в Кыргызстане являются формы ГЧП, на которых строится механизм ГЧП.
Формами ГЧП в КР могут быть:
1. Контракты как договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
Большое количество видов контрактов создает большое поле для реализации ГЧП-проектов в Кыргызстане, особенно проектов малого и среднего масштаба, которые не требуют больших вложений и сложных ТЭО.
Для крупных проектов формой их реализации может являться контракт жизненного цикла, который подразумевает, что государственный партнер на конкурсной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода объекта в эксплуатацию при условии поддержания частным партнером объекта в соответствии с заданными функциональными требованиями.
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между государственными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату на определенных договором условиях. В случае договора лизинга лизингополучатель имеет право выкупа государственного или муниципального имущества, т.е. получает возможность использовать его после истечения срока договора.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером. В соответствии с договором концессии орган власти доверяет третьей стороне целое или частичное управление объектом, за который органы власти несут ответственность, а третья сторона берет на себя все риски, связанные с функционированием объекта.
Особенность договора концессии заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Поскольку в КР действует Закон «О концессии», готовится законопроект «О горных концессиях», а также, учитывая имеющийся у Кыргызстана негативный опыт реализации проекта «Кумтор», на первый план должны выйти концессии в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.
4. Соглашения о разделе продукции. В соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только часть выпущенной по соглашению продукции. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. Соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом могут быть использованы в сфере нефтяного бизнеса, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности.
5. Совместные предприятия, или участие в капитале. В зависимости от структуры и характера совместного капитала это могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон и другие формы участия и взаимодействия сторон в соответствии с ГК КР и Законом «О хозяйственных товариществах и обществах». В качестве акционеров в АО могут выступать органы государства и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.
Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Это дает возможность реализовать в полной мере все принципы ГЧП, а также использовать потенциал государства для решения проблем, которые могут быть обусловлены наличием иностранного участника или иностранного капитала.
В рамках реализации данной Концепции предлагается классифицировать проекты ГЧП по значению, размерам сумм и срокам осуществления проектов на следующие виды:
1. Крупные (более 100 тыс. долл. США и/или сроком более 5 лет). К таким проектам отнести общереспубликанские (национальные) и региональные.
2. Малые (от 10 тыс. до 100 тыс. долл. США и/или сроком от 3 до 5 лет). Малыми проектами считать местные проекты.
Общереспубликанские проекты влияют на социально-экономическое развитие республики в целом (автодороги республиканского назначения, железная дорога, высоковольтные линии электропередач, аэропорты, объекты социальной инфраструктуры и др.). Например, к национальным проектам можно отнести инвестиционные проекты, предусмотренные Национальной Стратегией Устойчивого Развития (НСУР): проекты в развитие агропромышленного комплекса предполагают финансирование до 2017г. в размере 141,35 млн. долл., в энергетику – 4981,875 млн. долл., в сферу транспорта и коммуникаций – 2132, 275 млн. долл., в производственно-логистические проекты – 382,4 млн. долл., в горнодобывающий сектор – 3130, 0 млн. долл.
На региональном уровне необходимо осуществлять проекты развития отдельных секторов (туристический кластер, кластер переработки сельхозпродукции и др.)
В ГЧП-проектах на местном уровне прежде всего заинтересованы органы местного самоуправления для решения внутренних социальных проблем (местные дороги, мосты, освещение, водоснабжение, уборка мусора, питание в школах и больницах и др.). Выделение малых проектов необходимо для того, чтобы шире привлекать отечественных инвесторов к решению проблем, не требующих крупных финансовых вложений.
Как крупные, так и малые проекты могут быть в финансовом отношении состоятельными (привлекательными) – платные услуги, объекты, приносящие доход (обеспечение электроэнергией, водоснабжением, перевозка пассажиров, сельский компьютерный клуб) и не состоятельными (не привлекательными) – бесплатные услуги, объекты, не приносящие доход (школы, больницы, ФАПы, дороги). В первом случае частный бизнес может окупить свои первоначальные инвестиции из сумм оплаты населением предоставляемых услуг за счет перераспределения доходов соответствующих компаний, во-втором случае – за счет бюджетных средств, выделяемых на соответствующие целевые программы.
Механизм государственно-частного партнерства представляет собой совокупность норм, правил и систему взаимоотношений, позволяющих участникам партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе.
В Кыргызской Республике имеется масштабный потенциал для развития многих форм и моделей ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Во-вторых, нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств, выработанные многолетним мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного и ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой, после принятия соответствующего нормативного пакета. Главное здесь - учитывать особенности той или иной модели взаимодействия государства и бизнеса и избежать тех проблем, которые существуют внутри данных моделей.
В связи с этим предлагается создание Центра ГЧП в организационно-правовой форме Акционерного общества (АО), которое для каждого отдельного Проекта будет создавать временную Дирекцию с заключением трехстороннего Контракта между данным Центром, отраслевым министерством (органом местного самоуправления) – со стороны государства и частной компанией, определяющего деятельность, права и обязательства сторон по достижению целей проекта ГЧП, организацию проверки выполнения сторонами своих обязательств, механизм возврата инвестиций и порядок действий в случае досрочного завершения контракта. Выбор наиболее эффективного частного партнера должен осуществляться исключительно на конкурсной основе. По окончании осуществления Проектов, продолжительность которых может варьировать от нескольких лет до нескольких десятков лет, деятельность Дирекции прекращается. В зависимости от того, в какой сфере осуществляется Проект, со стороны государства в состав Дирекции могут назначаться претенденты, прошедшие конкурс и попавшие в резерв кадров, осуществляемый Фондом по управлению государственным имуществом при Правительстве КР. Таким образом, появляются государственные топ-менеджеры, результаты деятельности которых можно оценивать по эффективности осуществления каждого Проекта.
Финансирование Центра ГЧП на этапе его создания должно осуществляться государством. Это позволит наделить данный Центр большими полномочиями, население будет его воспринимать как государственный орган и относиться с большим доверием к проектам, осуществляемым в рамках его деятельности. Источниками финансирования могут быть средства из государственного бюджета, либо из средств государственных фондов развития. В дальнейшем, Центр будет работать на принципах самофинансирования, полностью обеспечивая свою деятельность и финансируя часть проектов ГЧП, за счет привлечения внешних и внутренних инвесторов.
В мире имеются различные организационно-правовые формы специализированных структур, регулирующих ГЧП. Однако не вызывающим сомнения обстоятельством является механизм учреждения самого Центра ГЧП. Для достижения миссии, основной цели и наличия соответствующих полномочий Центр ГЧП должен быть создан в соответствии с Постановлением Правительства.
Основы деятельности Центра ГЧП в Кыргызской Республике
Миссия
Миссией Центра является поддержка и развитие инфраструктурных проектов общенационального, регионального и муниципального значения и повышение качества услуг государственного и муниципального управления по развитию инфраструктуры через использование инструментов государственно-частного партнерства.
Цель создания
Квалифицированная подготовка, организация и сопровождение проектов ГЧП для реализации отраслевых, региональных и муниципальных стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по применению инструментов ГЧП.
Основные задачи
• Консультирование органов государственного и муниципального управления по вопросам организации проектов ГЧП;
• Разработка методологии организации и управления проектами ГЧП органами государственного и муниципального управления;
• Информационное обеспечение рынка проектов ГЧП, в том числе ведение базы данных проектов ГЧП (готовящихся, реализуемых, реализованных), обобщение и распространение опыта организации проектов ГЧП;
• Разработка вопросов нормативного характера, необходимых для развития рынка проектов ГЧП;
• Участие в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами ГЧП.
Виды деятельности Центра – услуги
• Инвестиционное консультирование
• Формирование типовых программ проектов ГЧП
• Организация проектов ГЧП
Услуга инвестиционного консультирования по подготовке осуществляемых на условиях ГЧП инвестиционных проектов (объем и содержание работ описывается в техническом задании) включает:
• управление подготовкой, проведением конкурса и заключением контракта ГЧП с привлечением специализированных инжиниринговых, экономических и юридических консультантов;
• экспертизу проектных предложений;
• помощь в проведении коммерческих переговоров по вопросам организации проекта, ходу его реализации и привлечению финансирования;
• подготовку соглашения по условиям экономического регулирования проекта;
• организацию профессионального представления потенциального проекта инвесторам;
• привлечение квалифицированных компаний для участия в конкурсе;
• рекомендации по необходимым внебюджетным инструментам финансирования проекта;
• сопровождение на стадии осуществления по вопросам изменения условий контракта, финансирования или регулирования.
Организация процесса реализации проекта ГЧП
Организация проекта ГЧП включает в себя четыре возможных этапа:
1. Стратегическое планирование - необходимость и возможность использования ГЧП для реализации отраслевой, региональной или муниципальной стратегии развития на основании анализа возможной бюджетной и макроэкономической эффективности выполнения проекта с привлечением частного партнера;
2. Подготовка проекта, включая:
• определение целевых критериев эффективности и качества, которых должен добиться частный партнер,
• разработку проектной документации, в т.ч. контракта и иных необходимых соглашений и/или решений законодательной власти и/или иных нормативных актов по обеспечению исполнения условий контракта органами государственного или муниципального управления,
• формирование информационного пакета проекта, предоставляющего потенциальному партнеру необходимый объем знаний для принятия решения об участии в потенциальном проекте,
• разработку документации для проведения конкурса на выбор частного партнера,
• информирование и проведение консультаций с потенциальными частными партнерами.
3. Принятие решения о реализации проекта необходимыми органами исполнительной и при необходимости законодательной власти, включая прохождение необходимых общественных слушаний, публичных и иных процедур;
4. Исполнение решения о реализации проекта, включая проведение конкурсной процедуры по выбору частного партнера, проведение переговоров с победителем конкурса с целью заключения контракта на реализацию проекта, участие в переговорах частного партнера с финансово-кредитными организациями по вопросам привлечения финансирования в проект, заключение соглашений по вопросам софинансирования проекта ГЧП.
Потенциальные клиенты
Клиентами Центра могут стать как республиканские, региональные и муниципальные органы власти, так и частные участники рынка ГЧП.
Инвесторы проектов ГЧП:
• Республиканские и региональные институты развития
• Кыргызские и международные финансовые институты
• Государственные и частные компании. Показать |
0 0 |
;