|
РАЗДЕЛ 6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
РАЗДЕЛ 6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГЧП В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1) Внесение изменений в законодательную базу по ГЧП в КР
22 февраля 2012 г. в Кыргызстане принят Закон о ГЧП, который в недостаточной степени регулирует вопросы политики и развития ГЧП в стране. Необходимо внести изменения в данный закон в плане трактовок принципов ГЧП, уточнения полномочий государственных органов, передачи полномочий тендерной комиссии конкурсной комиссии по отбору проектов, необходимости и роли проектной компании, приведения нормативно-правовой базы в соответствие с Законом «О ГЧП», отсутствие системы гарантий частным партнерам при реализации ГЧП-проектов предполагае т внесение изменений в Гражданский Кодекс КР о процедуре национализации и условиях регламентации взаимоотношений субъектов в рамках ГЧП с целью защиты частного партнера.
2) Создание Центра ГЧП
Наличие большого количества государственных структур, наделенных большими полномочиями в сфере ГЧП (Правительство, уполномоченный государственный орган, государственный орган по управлению рисками, государственные партнеры) утяжеляют структуру управления ГЧП-проектами. В настоящее время Отдел политики и продвижения инвестиций ГЧП при Министерстве экономики Кыргызской Республики является основным уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и продвижение ГЧП в Кыргызской Республике. Учитывая тот факт, что помимо ГЧП данный Отдел ведет другую работу и не имеет необходимого опыта и навыков, предлагается создать независимый Центр ГЧП.
3) Создание фонда развития ГЧП как за счет средств государственного бюджета, так и средств доноров и частного сектора
4) Разработка руководства по практическому применению форм и моделей ГЧП в Кыргызстане
5) Формирование базы данных проектов ГЧП органами государственного и муниципального управления
Необходимо сформировать базу данных потенциальных проектов ГЧП с разделением их на общереспубликанские (национальные), региональные и местные.
6) Подготовка кадров для ГЧП
Предлагается на базе Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики готовить кадры для ГЧП на уровне магистратуры. Для этого необходимо разработать учебный план по вопросам ГЧП для следующих категорий лиц:
– государственных органов;
– органов местного самоуправления;
– представителей частного сектора;
– журналистов;
– студентов.
Учебный план должен включать систематические образовательные мероприятия, такие как семинары, конференции, онлайн-курсы, программы обмена, сроки проведения образовательных мероприятий, перечень ответственных лиц за организацию и проведение образовательных мероприятий.
7) Разработка Медиа-плана продвижения ГЧП
ГЧП - это новая концепция в Кыргызской Республике. Успешная реализация перспективных проектов ГЧП будет зависеть от того, как люди понимают эту концепцию. Регулярный и широкий обмен знаниями по вопросам ГЧП должен быть формализован в медиа-плане. Медиа-план на 2013-2015 годы должен включать статьи в газетах, журналах, интернет-изданиях, теле и радиопередачи, выпуск практических руководств по осуществлению ГЧП-проектов и т.д.
При этом необходимо сделать упор на работе с местным населением, чтобы общественность четко понимала, почему инфраструктурные объекты управляются частными лицами, почему повысились тарифы, какую пользу принесет эксплуатация объектов инфраструктуры частными компаниями и т.д.
8) Установление сотрудничества с зарубежными центрами ГЧП
В целях обмена информацией и опытом рекомендуется Центру ГЧП установить сотрудничество с зарубежными центрами ГЧП, в частности Кореи, Филиппин, России и Казахстана. Основные направления сотрудничества - содействие в проведении мероприятий (конференций, форумов, образовательных программ), а также обмен информацией и опытом в вопросах ГЧП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С переходом к рыночным формам хозяйствования и появлением частной собственности, сами того не замечая, мы уже давно перешли на реализацию совместной деятельности государства и частного сектора в виде платного компонента в образовательной деятельности, медицинском обслуживании, в государственных закупках и в других сферах. Настала пора институционально закрепить эти взаимоотношения на организационной, законодательной и экономической основах, что в наибольшей степени может быть осуществлено в Кыргызской Республике в виде государственно-частного партнерства.
Нам еще предстоит пройти тяжелый и долгий путь формирования механизма ГЧП посредством выявления наиболее эффективных для нашей республики моделей, форм и механизмов государственно-частного партнерства, кропотливого совершенствования правового обеспечения государственно-частного партнерства, через борьбу с коррупцией в этой сфере, методом проб и ошибок, прежде чем государственно-частное партнерство станет эффективным организационно-правовым институтом экономического развития, а объекты и системы, построенные, модернизированные и эксплуатируемые с помощью механизмов государственно-частного партнерства, – частью инфраструктурного комплекса.
Обобщая вышеизложенное в данной Концепции, можно прийти к следующим выводам:
1. Сотрудничество в форме государственно-частного партнерства включает возможности множества потенциальных выгод и преимуществ, которые могут извлечь для себя в результате реализации проекта государственный и частный партнеры.
2. Реализация модели ГЧП, основанное на современном представлении роли государства и частного бизнеса в экономике, должна стать одной из приоритетных задач в стратегии развития Кыргызстана.
3. Развитие ГЧП в Кыргызской Республике необходимо проводить поэтапно, тщательно изучая результаты каждого этапа. На первом этапе следует реализовать несколько пилотных проектов. Для снижения уровня риска экспериментальные проекты должны быть небольшой стоимости с не большими сроками окупаемости.
4. Широкая общественность, представители бизнеса, да и сама власть пока имеют не полное и слабое представление о сути ГЧП, механизмах и практике его применения, опыте других стран, возможных социальных и экономических последствиях. В связи с этим необходимо через средства массовой информации развернуть работу по обеспечению доверия к новому для Кыргызстана типу хозяйственных отношений.
5. Социальная направленность проектов ГЧП и интересы населения, которое является основным пользователем услуг должно стоять в центре внимания среди критериев оценки конкретных проектов. Необходимо вести разъяснительную работу и давать полную информацию о результатах реализации проектов. Оценку и мониторинг результатов следует осуществлять независимыми организациями.
6. К проектам ГЧП необходимо относить проекты со сроком реализации не менее 3 лет и стоимостью не менее 10 тыс. долл. США. В условиях КР это может стимулировать отечественных инвесторов для участия в проектах ГЧП.
7. Для Кыргызстана, только начинающего работу по созданию ГЧП, привлечение международных экспертов, имеющих необходимый опыт в этой области, может сыграть положительную роль, особенно в подготовке и повышении квалификации местного персонала, в том числе обучение за рубежом. Көрсөтүү |
0 0 |
;