Наверх
  • 0 (312) 620921

Аналитика

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КР

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Кыргызская Республика как страна с низким ВВП на душу населения, малым внутренним рынком и небольшой численностью населения, имеет весьма ограниченную возможность генерировать достаточный объем внутренних инвестиций. В этой связи, переход к инвестиционному экономическому росту становится жизненной необходимостью для республики, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие экономики страны. Как показывает мировая практика, приток ПИИ является дополнительным источником формирования капитала; способствует нормализации платежного баланса; передаче технологий и навыков; созданию новых рабочих мест; способствует росту экспортных возможностей и служит гарантией долгосрочного экономического роста.

В период 2000-2012 годов, поступление ПИИ стабильно увеличивалось, и достигало пиковых значений в 2008 и 2011 годах. Так, объемы поступления ПИИ в 2011 году составили 849 млн. долл. США, увеличившись на 27,5 %. Однако, наметившийся тренд постоянного роста ПИИ в 2012 году прервался, объемы поступления ПИИ снизились на 38,6 % и составили 521 млн. долл. США (таблица 1).

На этом фоне остался без внимания другой факт - отток ПИИ из страны. В 2010-2012 годах отток ПИИ даже усилился – в среднем за год он составлял около 177,5 млн. долл. США (в 2012 году – 150 млн. долларов США). При этом, приток в разрезе стран-основных инвесторов из стран вне СНГ в 2012 году снизились в 1,7 раза. Основными странами-инвесторами являлись Канада, поступления из которой снизились в 3,9 раза, Китай – на 22,9 процента, Германия – на 23,8 процента и Великобритания, объемы ПИИ из которой, напротив, возросли на 35,7 %. С другой стороны, отмечался рост ПИИ (на 31,8 %) из стран СНГ. Объемы вложений, из России – увеличились в 1,4 раза, из Казахстана – на 29,1%.

Поступления ПИИ в территориальном разрезе показывают значительную дифференциацию их распределения по регионам. Наибольший удельный вес в общем объеме ПИИ за период с 2000 по 2012 годы приходится на предприятия Иссык-Кульской области – 42 % или 1049 млн. долл. США, г. Бишкек – 39 % или 1016 млн. долл. США, и Джалал-Абадской области – 10 % или 295 млн. долл. США.

Ниже проанализируем инвестиционные процессы в странах СНГ на основе базовых характеристик этих процессов, и выделим три основных  условия для достижения ускоренного и устойчивого роста (таблица 1).

Во-первых, высокая степень концентрации инвестиций в экономике - достаточная для современных темпов обновления капитала. Опыт развитых стран показывает, что доля валового накопления основного капитала к ВВП зачастую немногим ниже 20%, в редких случаях – выше. Обратной противоположностью являются страны СНГ, в которых длительное время наблюдалась макроэкономическая дестабилизация, и имеется высокая потребность ввиду массового морального и физического износа основного капитала.

Анализ динамики валового накопления основного капитала к ВВП за 1991-2012 годы, свидетельствует о том, что резкое его падение наблюдается за период с 1991 года по 1994 год: с 35% до 9% к ВВП, и в итоге средняя доля составляет всего 17,6% к ВВП. По итогам 2012 года данный показатель составил 24,1%, что немногим ниже среднего значения по странам СНГ (24,6%).

По данному показателю в 2012 году выделяется Беларусь (38%), следом идут Таджикистан (27%) и Армения (26%), причем показатели этих стран выше среднего значения по СНГ. Однако, при этом наблюдается спад инвестиционной деятельности в Беларуси (-13,5%) (в связи с сокращением долгосрочного кредитования экономики) и Таджикистане (-24,4%) (в основном  из-за приостановки финансирования строительства Рогунской ГЭС).

Как не парадоксально, но показатель накопления основного капитала низок в Азербайджане (19,4%), России (20,9%) и Казахстане (21,3%). Но это объяснимо. В отдельные годы в богатом углеводородами Азербайджане доля превышала 40%, поэтому темпы роста экономики наибольшие среди стран СНГ (в период 2000-2012 годов в среднем около 13% в год). Высокий уровень инвестиционных вложений демонстрировал Казахстан, уровень инвестиций в этой стране в 2000-е годы складывался в интервале 30%-35%, что отразилось на высоких темпах экономического роста. Характерно, что эти страны (в большой степени Россия и Казахстан) используют ВВП и свои накопления не только внутри страны, но и за рубежом, у них экспорт значительно превышает импорт. В Молдове, Таджикистане, Армении и Кыргызстане расходы на конечное потребление превышают размер ВВП. Очевидно, что они обеспечиваются за счет поступлений от трудовых мигрантов, работающих за рубежом.

В индустриальных странах доля накопления основного капитала составляла 30%-35% и более. Отсюда можно сделать вывод, что желательная норма валового накопления в ВВП для стран СНГ составляет не менее 30%, а еще лучше – 35% и более, причем на протяжении от 5 до 10 лет.

Во-вторых, наличие преобладание опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВВП.Динамика инвестиций в разных странах иногда демонстрируют более замедленный рост, нежели рост ВВП под влиянием как циклических, шоковых так и конъюнктурных факторов. Но с другой стороны, периодам  стабилизации и высоких темпов экономического роста сопутствует более ускоренные темпы роста инвестиций. Таблица 1 наглядно показывает, что средние темпы роста ВВП за период 2000-2012 годов ниже темпов роста инвестиций во всех странах СНГ. Наиболее интенсивно инвестиции росли в Азербайджане: в 17 раз в 2012 году по сравнению с 2000 годом (или в среднем по 28% в год), здесь же и самые высокие темпы роста ВВП – более 4-х раз за аналогичный период (или около 13%).

В-третьих, активизация привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Как видно из таблицы 1, по общему объему ПИИ наибольший приток направляется в более динамично развивающиеся страны СНГ: Казахстан, Россию, Украину, а также в Азербайджан. Это наглядно показывает приоритетную направленность потоков ПИИ со стороны иностранных компаний в сырьевой топливно-энергетический комплекс. Рассматривая показатели на душу населения за 2012 год, выделяется Казахстан (1442 долл. США), затем следует Беларусь (1090 долл. США), Туркменистан (680 долл. США) и Азербайджан (585 долл. США). Среди других стран неблагоприятное положение наблюдается в Таджикистане (18 долл. США), что связано с остановкой финансирования проекта Рогунской ГЭС. Кыргызстан (93 долл. США) опережает по данному показателю лишь Таджикистан и Узбекистан.

По итогам проведенного трехэтапного количественного анализа, можно сделать общий вывод, что несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал в период 2000-2012 годов, его среднегодовые темпы были наименьшими среди стран СНГ и составили 7,1%. Это обстоятельство, на наш взгляд, негативно отразилось на среднегодовых темпах роста экономики (около 4% в год) за аналогичный период. При поступлении ПИИ наблюдается мультипликативный эффект – например, приток инвестиций в одну из отраслей экономики практически автоматически означает увеличение притока ПИИ в смежные. Общее влияние вливания инвестиций в экономику  отражается на росте ВВП не на прямую, а с определенным запаздыванием (временным лагом), как правило, в течении последующих 2-5 лет. В то же время, существенными препятствиями для перехода на устойчивый рост экономики являются неразвитость инфраструктуры и технологий, есть проблемы с коррупцией и административными барьерами

При этом необходимо отметить, что для достижения целевых показателей роста экономики в 7-8%, как предполагается в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, следует почти треть ВВП страны (около 30-35%) направить в производство в форме инвестиций. Очень важным моментом является целевое привлечение инвестиций для создания рабочих мест и развития экономических слабых регионов. Причем, изменения инвестиционной политики должны осуществляться в совокупности с внедрением проектного подхода и создания соответствующей управленческой и институциональной среды по привлечению и продвижению инвестиций.

 

Анализ существующей институциональной структуры привлечения инвестиций

 

Началом реформ по проведению политики активного привлечения иностранного капитала в нашей стране считается формирование Государственной комиссии по экономической реформе, которая разработала основы стратегии и принципы реформирования нашей экономики. В частности, «Госкомиссия плодотворно и напряженно работала в дальнейшем над разработкой уставов и положений различных новых хозяйственных формирований, над определением новых функций министерств и ведомств в рыночных условиях, антикризисной программой, Концепцией внешних экономических связей, курировала выпуск экономической газеты (Вестник правительства)» [1]. Большое внимание в этой программе было уделено привлечению и продвижению иностранных инвестиций в КР.

Реализацией единой государственной политики по привлечению и продвижению иностранных инвестиций в Кыргызской Республике занимались, созданные в июле 1992 года, две организации: Государственный комитет Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию (Госкоминвест) и Государственная комиссия по иностранным инвестициям и экономической помощи, объединившая в своем составе членов Правительства во главе с Премьер-министром Кыргызской Республики, созданная с целью координации деятельности всех государственных органов и хозяйствующих субъектов по использованию иностранных инвестиций и экономической помощи. Сам процесс привлечения иностранных инвестиций начался в республике с 1993 года. В первый год единственной формой внешних инвестиций стали иностранные кредиты в объеме 3,6 млн. сомов.

Система управления государственной политикой иностранных инвестиций постоянно реорганизовывалась. Если с момента образования функцию исполнительного органа Государственной комиссии по иностранным инвестициям и экономической помощи выполнял Госкоминвест, то позже в ноябре 1997 года исполнительным органом стало вначале Агентство по иностранным инвестициям, а затем Государственный комитет Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию (1998г.). В декабре 2000г. задачи по привлечению инвестиций были возложены на Государственный комитет Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций. Далее, функции по привлечению инвестиций были переданы Министерству экономического развития, промышленности и торговли (2004г.), Министерству экономики и финансов (2006г.), Министерству экономического развития и торговли (2007). В сентябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), предполагающее охват этой деятельности.

С мая 2010 год по настоящее время в Кыргызстане выполнение данных функций распылено между рядом организаций. Функции привлечения и продвижения иностранных инвестиций сейчас возложены на многие министерства и ведомства, включая Минфин, Минсельхоз, Минтранском и др., центральную роль в организации привлечения и продвижения прямых иностранных инвестиций выполняет Министерство экономики.

В результате перечисленных обстоятельств функции создания благоприятного имиджа и оказания услуг инвесторам выполняются крайне неэффективно, а задачи активного целевого привлечения ПИИ не решаются в принципе (даже в случае осуществления крупных проектов в большинстве случаев имеет место лишь реагирование на инициативы, выдвигаемые иностранными компаниями). К сожалению, надо признать, что до настоящего времени работа по привлечению иностранных инвестиций ведется в значительной степени не скоординировано, не системно и неэффективно, что является (наряду с недостаточно привлекательной бизнес - средой) серьезным препятствием на пути значительного увеличения прямых иностранных инвестиций.

Успехи страны в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) зависят от трех взаимосвязанных факторов:

  • Инвестиционного климата, включая состояние регулятивной системы и бизнес - среды;
  • Стратегии продвижения инвестиций;
  • Способности институтов по реализации этой стратегии.

В данных условиях одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику страны является создание специализированного агентства по привлечению инвестиций, основной функцией которого является формирование комфортных условий для зарубежных инвесторов.

Централизация многих функций государства в сфере содействия прямым иностранным инвестициям в рамках одного единственного специализированного агентства является популярным методом организации и внедрения государственной политики содействия стратегически важным прямым иностранным инвестициям. Так, Международная ассоциация агентств привлечения инвестиций (МААПИ) насчитывает уже более 180 организаций-членов со всего мира.

Опыт других стран в создании агентств говорит о большом многообразии форм и функций АПИ в зависимости от стоящих перед страной задач, ее размеров, наличия минеральных ресурсов, структуры экономики и других специфических особенностей.

Важнейшие характеристики успешного АПИ, в соответствие с примерами успешной практики их работы[2]:

•                АПИ должны получать адекватное финансирование, чтобы иметь возможность привлекать и удерживать правильно мотивированный квалифицированный персонал

•                АПИ должны иметь связь с центральным руководством страны

•                В то же время в правлении АПИ должны присутствовать специалисты из частного сектора экономики

•                АПИ должна представлять собой для потенциальных инвесторов систему «одного окна», способная предоставить потенциальному инвестору всю информацию о процедуре инвестирования и открытия и/или расширения бизнеса, получения необходимых разрешения и лицензий и пр.

•                АПИ должна выполнять функцию построения имиджа страны с точки зрения потенциального инвестора

•                АПИ может принять на себя функцию по мониторингу потребностей и проблем потенциальных инвесторов, чтобы вовремя и регулярно «сигнализировать» правительству о необходимости внесения тех или иных изменения в законодательство.

•                Функцией АПИ является продвижение инвестиций в экономику своей страны посредством целого ряда методов и инструментов, таких как проведение форумов и конференций для целевой группы инвесторов, оказание информационной и консультативной поддержки инвесторов, обеспечении контактов между инвесторами и представителями органов власти как центрального, так и регионального и местного уровней.

 

Создание института по продвижению инвестиций и передача ему ключевых полномочий в сфере исполнения данных функций, а также привлечение необходимых финансовых ресурсов для функционирования агентства позволит решить многие из существующих в данной сфере проблем и существенно улучшить работу по привлечению ПИИ.

Анализ практики работы агентств по привлечению инвестиций за рубежом, показывает, что в основном, агентства создаются и контролируются государственными органами власти и находятся либо в полной, либо в частичной собственности государства. Это связано с тем, что работа над привлечением зарубежного капитала в последние годы приняла форму целенаправленной экономической политики и стала одной из приоритетных задач большинства как развитых, так и развивающихся стран мира. Соответственно, подавляющее большинство агентств по привлечению инвестиций имеют статус государственной организации. Вместе с тем, законодательство некоторых стран позволяет наделять агентство юридической формой, в соответствии с которой организация финансируется как из государственного бюджета, так и из иных источников, в том числе, за счет предоставления платных услуг, сохраняя при этом государственный статус. Дело в том, что правовое положение государственной организации накладывает массу ограничений на ее работу, в том числе финансовых. Вместе с тем, практика работы подобных организаций за рубежом показывает, что национальные агентства по привлечению инвестиций не являются рядовыми государственными органами. Как правило, агентство – это «лицо страны» в глазах зарубежных инвесторов. Сотрудники данных агентств являются профессионалами, владеющими двумя или более языками, прекрасно разбирающиеся в национальном инвестиционном, налоговом, земельном и ином законодательстве, имеющие опыт работы в крупных международных компаниях и не понаслышке знакомые с проблемами, возникающими у инвесторов при реализации инвестиционных проектов. Сотрудники данных агентств приходят на работу не для получения опыта, а для его практической реализации.

Представляется, что агентство по привлечению инвестиций в статусе государственного агентства не сможет эффективно выполнять данные задачи в силу действующего законодательства, регулирующего работу государственных органов исполнительной власти, высокой бюрократической составляющей и существенными ограничениям по финансовой мотивации труда. Исходя из этого, основной задачей определения правового положения Агентства по привлечению инвестиций является создание агентства в такой юридической форме, которая бы позволяла максимально сохранить государственный статус и, одновременно, снизить ограничения, в том числе финансовые, накладываемые на работу органов исполнительной власти. Необходимо избежать создания очередной зарегулированной неповоротливой структуры, которая не сможет эффективно выполнять возложенные на нее функции.

Ссылка:  http://analitika.fpi.kg/projects/institualizacija-processa-privlechenija-prjamyh-inostranyh-investicij-v-kr-vyzovy-i-vozmozhnosti

Фото галерея
Система Orphus
Добавить комментарий

Ваша эл. почта не будет опубликован. Обьязательные поля *

Комментарий не существует

Жарыялар

Внимание! ОТКРЫТ НАБОР НА 7 ПОТОК ОБЩЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ «ЮНЫЕ ЛИДЕРЫ КЫРГЫЗСТАНА».

Внимание! Объявляем набор на СУПЕР ПРОЕКТ Общественная школа «МЛК».

ВНИМАНИЕ!!!

Общественная школа "Молодые лидеры Кыргызстана" и ЮЛК

Кулактандыруу! Убакыт келди!

Внимание! Общественная школа «ЮНЫЕ ЛИДЕРЫ КЫРГЫЗСТАНА» IV поток

III Всемирный конкурс кыргызстанцев Акыл Тирек 2015

Внимание! Внимание! Внимание!

Көнүл бурунуз! «Кыргызстандын жаш лидерлери» коомдук мектебине билдирүүлѳрдү кабыл алуу башталды.

Көнүл бурунуз! «Кыргызстандын жаш лидерлери» коомдук мектебине билдирүүлөрдү кабыл алуу мөөнөтү узартылды.

25/06/2014 ж. саат 18:15 "Кыялымдагы Кыргызстан" долбоорунун 3-оюнун КТРКдан көрө аласыздар.

Кыялымдагы Кыргызстан 18.06.2014ж саат 18.20

Каржы сабаттуулугу боюнча коомдук лекция белгисиз бир убакытка жылдырылууда

"Коучинг. Уюштуруучулук консультациясы"

Обсуждение предстоящих мероприятий

Кѳңүл буруңуз! «Кыргызстандын жаш лидерлери» коомдук мектебинин экинчи тандоосу башталды

Кыргызстандыктардын Экинчи Бʏткʏл дүйнөлүк «Акыл Тирек» жарышы

И12-апрель ишембилиги жылдырылды

Внимание! Внимание!!! Срочно!!! Срочно!!!

Конул бурунуз! "Кыялымдагы Кыргызстан" сынагына билдируулорду кабыл алуу узартылды

Жарыялар топтому

Патриотизм

маңкуртчулук жана кыргыз элинин территориялык маселелерине, улуттук тилге, тарых, маданият жана каада-салтттарына кайдыгерлик мамилени четке кагуу

Жаратмандык ишмердүүлүк

регионализм, радикализм, диний фанатизм жана улутчулдук кыймылдарын четке кагуу

Конструктивдүүлүк

максатсыз карама-каршылыктарга, кыйратуучу конкуренцияга каршы болуу;

Объективдүүлүк

каралоо, ушактоо, далилсиз маалыматтары жайылтуу жана ар кандай уюмдардын өз кызыкчылыгын көздөгөн максаттарынан алыс болуу

Профессионалдуулук

дилетантизм жана караңгы ойлорго каршы болуу

Нейтралдуулук

оппозиция жана пропозицияга бөлүнүүдөн алыс болуп, баары менен бирдей иштешүүгө даяр болуу

Өнөктөштөр

  • Радио Алмаз
  • Кыргызское радио
  • K-NEWS
  • KABAR.KG
  • МАРАЛ радио
  • Ош Шамы
  • Манас радио
  • РОСИНБАНК
  • БАКАЙ БАНК
  • ЭЛТР
  • ОТРК
  • Комитет Развития Исламской Экономики
  • Аргументы и Факты газетасы
  • радио Рекорд
  • Алиби
  • Асман пресс
  • Радио Азаттык
  • Эхо Манас
  • Манас Университети
  • Жаны агым
  • Айбат
  • Эркин тоо
  • Кереге
  • Турк эл
  • Заман
  • Жаны ордо
  • Газета
  • Саясат
  • Общественный Фонд
  • Центр развития человека САМО
  • Национальный институт стратегических исследований
  • Бир Дүйнө
  • Клуб частных инвесторов
  • Всемирный Банк
  • Финансовая компания
  • Хаятт Ридженси Бишкек
  • Человеческие ресурсы
  • Международный  журнал  «Деловой собеседник»
  • Центр Тренинга и Консалтинга
  • НАРЫН ИНФО
  • Ассоциация Развития Исламской Экономики, Финансов и Индустрии
  • “Sanatkg” культурно-общественный журнал
  • Журнал
  • Радио ОК
  • ВВС
  • Газета
  • Женский глянцевый журнал «Бишкекчанка»
  • Надёжный хостинг в Кыргызстане
  • Международная молодежная общественная организация «Содружество»
  • Министерство образования и науки КР
  • Центр развития Ала-Тоо