|
IV. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
IV. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В условиях вовлечения экономики Кыргызстана в процессы глобализации произошла либерализация экономики, открылись границы и теперь отечественные производители ощутили конкуренцию со стороны иностранных компаний. Как оказалось, отечественные товары не только не смогли занять нишу на мировом рынке, но и сдали свои позиции на внутреннем рынке, поскольку не смогли конкурировать с зарубежными поставщиками в результате низкой конкурентоспособности своих товаров.
Основной задачей, стоящей перед постсоветской экономикой Кыргызстана в этой связи является необходимость повышения конкурентоспособн ости отечественной продукции, что позволит увеличить объем производимой продукции, повысить экспорт в другие страны, создать новые рабочие места.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• Обеспечить отечественному предпринимателю адресную и конкретную государственную поддержку.
• Создание условий для привлечения иностранных инвесторов, владеющих современными технологиями, в приоритетные сектора экономики.
• В целях содействия экспорту отечественной продукции завершить подготовку нормативно-правовых актов по стандартизации и сертификации продукции.
• Государственная поддержка деятельности лабораторий по стандартизации и сертификации продукции.
• Создание условий для подготовки современных кадров, которые должны обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Самым сложным процессом при реализации указанных задач является разработка механизма и конкретных инструментов их достижения. В этих целях (по примеру многих стран), предлагается формирование общественно-государственного центра повышения конкурентоспособности, который должен работать на принципиально новой основе в сравнении с действующими государственными структурами. Цель деятельности Центра состоит в организации механизма содействия повышению конкурентоспособности отечественной продукции, принципами деятельности которого являются:
• конкретность и адресность государственной поддержки,
• персональная ответственность участников,
• транспарентность на всех уровнях.
Общественно-государственный центр повышения конкурентоспособности (Центр)
Техническая экспертиза Проектная деятельность
1. Деятельность Центра заключается в определении конкретных задач по повышению конкурентоспособности экономики страны на каждый данный отрезок времени; организации проектов, каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Хозяйствующие субъекты, выигравшие на конкурсной основе участие в проектах, должны получить конкретную и адресную поддержку, за результаты деятельности которой все его участники несут персональную ответственность.
2. При отборе участников программы приоритет должен отдаваться бизнес структурам, предприятиям, организациям, которые обеспечивают производство конкурентоспособной продукции, кластерное развитие, комплексное развитие экономики (поддержка предприятий и организаций всех регионов страны).
3. Руководство программой повышения конкурентоспособности экономики КР осуществляется Советом, состоящим из числа представителей бизнеса, науки, образования, государственной службы, каждый из которых является высококвалифицированным специалистом в своей области, известен обществу в качестве неподкупной и честной личности. Состав Совета – не более 8-10 человек. Работают они на общественных началах.
4. Формирование экспертных групп осуществляется из числа специалистов, технологов, инженеров. Цель их деятельности – анализ и поиск прогрессивных технологий по отраслям производства, консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам повышения конкурентоспособности. Оплата их деятельности производится хозяйствующими субъектами.
5. Администрирование проектов по повышению конкурентоспособности экономики КР. Число сотрудников должно соответствовать числу проектов. Набор сотрудников подразделения осуществляется Советом по конкурсу.
6. Помещения для деятельности центра должны будут выделены Министерством экономики и сельского хозяйства, поскольку функции повышения конкурентоспособности входят в сферу их деятельности.
1. Повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей
1.1 Проект «Новые технологии». Для преодоления нецелевого и неэффективного использования кредитов, предназначенных на совершенствование технологического уровня хозяйствующих субъектов, участников проекта предлагается обеспечивать (на основе лизинга, выплаты в рассрочку и др. схем) необходимой технологией (оборудованием), которое им помогут подобрать эксперты Центра.
1.2 Проект «Поддержка отечественных производителей». Данный проект предполагает оказание различных видов поддержки хозяйствующим субъектам, занимающихся производством конкурентоспособной продукции (услуги).
2. Поддержка деятельности новых конкурентоспособных производств
2.1 Проект «Поддержка деятельности перерабатывающих предприятий». Государственная поддержка перерабатывающего звена АПК позволит решить проблему реализации сельскохозяйственной продукции, увеличить объем продукции с добавленной стоимостью (увеличение доходов сельского населения), увеличения рабочих мест.
2.2 Проект «Инновационное развитие» направлен на поддержку групп специалистов, которые должны будут создавать условия для привлечения иностранных инвесторов, обладающих прогрессивными технологиями, в конкретные сектора экономики, вошедших в число приоритетных (к примеру, развития текстильной промышленности).
3. Поддержка экспорта отечественной продукции
3.1 Проект «Подготовка нормативно-правовых актов для стандартизации и сертификации продукции». Проект поддержит деятельность групп специалистов по унификации таможенного законодательства и подготовке законопроектов по регулированию стандартизации и сертификации продукции, что позволит отечественным производителям конкурировать на мировом рынке.
3.2 Проект «Поддержка деятельности предприятий по стандартизации и сертификации продукции». Проект предполагает поддерживать деятельность предприятий, занимающиеся стандартизацией и сертификацией продукции, обеспечением необходимого современного оборудования для сертификации продукции по мировым стандартам и требованиям технического регламента ТС.
4. Подготовка кадров нового поколения
4.1 Проект «Жаш адистер» предполагает поддерживать конкретные проекты, направленные на подготовку технических кадров (к примеру, поддержка профтехучилищ и вузов, которые совместно со специалистами из Германии, Японии, Южной Кореи и др. стран будут готовить необходимые кадры для развивающихся отраслей экономики).
4.2 Проект «Новые кадры» предполагает поддерживать новые программы и методики обучения, которые должны будут повысить уровень знаний учащихся школ, профтехучилищ, вузов.
4.3 Проект «Кыргызстан – мой второй дом». Проект предполагает оказывать поддержку переезду в страну высококвалифицированных иностранных специалистов (вместе с семьей), старше 50 лет, выразивших желание содействовать экономическому развитию Кыргызстана.
Таким образом, изоляция или какое-либо ограничение внешнеэкономических отношений Кыргызстана со странами партнерами противоречит долговременным интересам нашей страны. Вместе с тем, со всей ответственностью заявляем, что сегодня тенденции социально-экономического развития нашей страны остаются негативными. На повестке дня, на наш взгляд, стоит вопрос о том, сумеем ли мы мобилизоваться и преодолеть эти тенденции или сложившиеся обстоятельства приведут нас к потере сначала экономической, а вслед за ней и политической зависимости от более успешных стран. На наш взгляд, мировые процессы, от которых нам не удастся отгородиться, требуют консолидации общества на обеспечение экономического подъема и повышения уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Необходимо провести большую подготовительную работу по адаптации экономики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям. Көрсөтүү |
0 0 |
;