|
Опыт ГЧП среди стран СНГ
Опыт ГЧП среди стран СНГ
В последние десятилетия в экономике развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое взаимодействие государственного и частного секторов, выходящее за рамки патернализма со стороны государства, и Кыргызстан в этом плане не является исключением.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в феврале 2012 года принял Закон «О государственно-частном партнерстве», создав тем самым правовую базу для вовлечения бизнеса в решение общественно важных задач.
В изучении проблематики государственно-частного партнерства (ГЧП) следует выделить два аспекта: юридический и экономический. если в решении правовых вопросов сделаны первые шаги, то экономические проблемы с учетом современного развития экономики Кыргызстана пока еще не разрабатывались.
Развитие ГЧП в Кыргызстане находится на начальной стадии, поэтому необходимо
опыта других стран в этой области, его адаптация к условиям нашего государства с учетом особенностей национальной экономики. Определенные предпосылки для этого с переходом страны на рыночные отношения уже созданы: преодоление государственной монополии, сформировавшийся в экономике класс собственников, развивается международный бизнес и др.
В настоящее время механизмы ГЧП применяются более чем в 100 странах мира. В самых разных отраслях ГЧП стало главным способом решения государством своих задач в экономике и социальной сфере. Наибольший интерес, по нашему мнению представляет опыт стран бывшего соц-лагеря, в том числе СНГ, так как имеются общие с Кыргызстаном этапы становления и развития рыночной экономики. В плановой экономике проблемы партнерства не возникало по причине отсутствия частного сектора.
Не меньший интерес представляют страны Европейского Союза (ЕС), так как они проходят этап объединения экономик нескольких стран, который уже имел место в историческом развитии Кыргызстана во времена СССР. И конечно не меньшую значимость представляет опыт Великобритании, так как сам термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился именно в Великобритании после принятия в 1992 г. правительством концепции о частной финансовой инициативе, которая представляла модернизированную модель управления государственной собственностью.
В целом страны, опыт которых представляет реальный интерес для исследования, мы предлагает разделить на три группы:
1) Страны СНГ, имеющие общую историю и проблематику становления рыночных отношений;
2) Бывшие социалистические страны, в том числе Китай;
3) Развитые страны, в том числе страны ЕС.
В механизме взаимодействия государства и бизнеса термин «государственно-частное партнерство» употребляется практически для всех форм сотрудничества власти и бизнеса.
Итак, рассмотрим вкратце опыт внедрения и развития ГЧП в каждой их трех вышеуказанных групп. Рассмотрим некоторые из стран СНГ.
О развитии государственно-частного партнерства в Белоруссии
Законодательство Белоруссии предусматривает использование некоторых форм ГЧП. В частности, Декретом Президента №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Белоруссия» определены взаимоотношения государства с инвесторами в рамках инвестиционных договоров. Также в разделе 3, гл.11 Инвестиционного кодекса Белоруссии прописаны «Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий», хотя примеры практического использования данного вида ГЧП отсутствуют. Вместе с тем в новых экономических реалиях власти Белоруссии вынуждены предпринимать определенные шаги, направленные на более тесное взаимодействие с частным капиталом.
В этой связи белорусским министерством экономики был подготовлен проект закона о государственно-частном партнерстве, который планируется принять в 2012 году. Ожидается, что данный законопроект позволит создать условия для взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, а также определит цели, задачи, риски сторон, сферы и формы взаимодействия. В министерстве экономики Белоруссии не раз отмечали, что при разработке проекта закона, в первую очередь, использовались российские наработки. В июне с.г. министерство экономики попыталось вынести проект закона на всеобщее обсуждение и разместило его на официальном сайте ведомства. Экспертное сообщество в целом назвало документ сырым, требующим серьезного и открытого обсуждения с представителями всех заинтересованных сторон. В настоящее время документ находится на доработке.
Правительство Белоруссии рассчитывает на получение поддержки для развития ГЧП со стороны ЕЭК ООН. В качестве первоочередных шагов на данном направлении ожидается участие экспертной группы в разработке законопроекта о ГЧП и плана действий по развитию механизмов ГЧП в Белоруссии.
О развитии государственно-частного партнерства в Казахстане
В целях привлечения частных и иностранных инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов Правительство Казахстана с обретением независимости начало развивать в республике государственно-частное партнерство (ГЧП). В качестве механизма ГЧП в Казахстане реализуется и законодательно оформлена лишь форма концессии.
Развитие ГЧП в Казахстане сдерживается действующим законодательством, не позволяющим применять различные виды контрактов ГЧП, применяемые в мировой практике, а также усложненные процедуры подготовки и осуществления проектов.
Первые эксперименты Казахстана по использованию механизмов ГЧП оказались неудачными (передача в концессию иностранным компаниям в 1997 году казахстанского участка трубопровода «Средняя Азия-Центр», Павлодарского нефтехимического завода и др.). После того, как концессионер допустил дефолт по инфраструктурным облигациям, строительство железной дороги «Шар-Усть-Каменогорск» было приостоновлено. В итоге государству пришлось выкупить его долю.
В настоящее время в республике на стадии реализации находятся 6 концессионных проектов в транспортной, энергетической отраслях и дошкольном образовании на общую сумму 538 млн. долларов. В том числе, строительство и эксплуатация железнодорожных линий «Шар-Усть-Каменогорск» (164 млн. долл., 5-2028 гг.) и «Ералиево-Курык» (55 млрд. долл., 2008-2030 гг.), межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан-Актюбинская область» (134 млн. долл., 2005-2022 гг.), пассажирского терминала международного аэропорта Актау (31 млн. долл., 2007-2037 гг.), газотурбинной электростанции в г. Кандыагаш Актюбинской области (111 млн. долл., 2008-2028 гг.). Планируется реализация первого муниципального концессионного проекта в социальном секторе по строительству и эксплуатации комплекса детских садов в г. Караганда (43 млн. долл., 2012-2024 гг.).
В рамках транспортной стратегии до 2015 года в республике планируется реализовать на принципе партнерства около 10 крупных инфраструктурных проектов на общую сумму более 4 млрд. долларов. Еще около 2 млрд. долл. за тот же срок будут инвестированы в концессионные проекты Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) в сфере электроэнергетики и ЖКХ.
В целях развития государственно-частного партнерства в Казахстане Правительством была проделана большая работа по созданию соответствующей законодательной базы и институтов в данной сфере. Первый Закон Республики Казахстан «О концессиях» был утвержден в декабре 1991 года. Он регулировал правовые условия предоставления объектов в концессию на территории республики только иностранным инвесторам. Из-за несовершенства закона и возникших проблем с реализацией в стране проектов в рамках ГЧП в июле 2006 г. был принят новый (ныне действующий) Закон «О концессиях». Он позволил передавать права на создание объектов государственной собственности в рамках ГЧП и юридическим лицам Казахстана. В 2008 и 2010 гг. в данный закон был внесен ряд поправок по вопросам процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки и повышения привлекательности концессионных проектов, отмены обязательности выпуска инфраструктурных облигаций. Также Правительством Казахстана прорабатывается вопрос по совершенствованию концессионного законодательства для реализации проектов в сфере ЖКХ.
В январе 2012 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проектного финансирования», направленный на минимизацию рисков, защиту и усиление прав кредиторов, позволяющий привлечь заемный капитал в реализацию крупных проектов под будущие денежные потоки от их реализации. В качестве пилотного проекта по механизму проектного финансирования Правительством Казахстана прорабатывается строительство «Большой Алма-Атинской кольцевой автомобильной дороги» (БАКАД).
В рамках реализации Послания Президента Казахстана от января 2010 г. «Новое десятилетие - новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Правительством в июне 2011 года была утверждена Программа развития ГЧП на 2011-2015 годы. В данном документе поставлены задачи по расширению сфер применения государственно-частного партнерства (в секторах здравоохранения, образования и коммунального хозяйства), развитию мер государственной поддержки, внедрению новых видов контрактов, изменению подхода планирования бюджетных инвестиций, совершенствованию процедур планирования и реализации проектов.
Кроме того, для усиления институциональной системы и экономической экспертизы проектов в данной сфере в июле 2008 г. постановлением Правительства Казахстана создана специализированная организация по вопросам концессии – АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (КЦ ГЧП), единственным акционером которого является Правительство Республики Казахстан в лице Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. Основной целью Центра является содействие методологическому обеспечению редакции концессионных проектов. Помимо Казахстанского центра ГЧП были созданы два региональных центра ГЧП – в Караганде (АО «Карагандинский центр государственно-частного партнерства») и Усть-Каменогорске (АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области»).
Правительство Казахстана, КЦ ГЧП ведут активное международное сотрудничество на данном направлении. Специалисты Казахстанского Центра ГЧП принимают участие в работе Команды специалистов ГЧП ЕЭК ООН.
Казахстан выступил с инициативой по созданию Международной ассоциации центров ГЧП в Астане. Стремясь перейти к практической реализации идеи, в мае текущего года Правительством Казахстана по инициативе КЦ ГЧП совместно с Украинским Центром публично-частного партнерства и Японской Ассоциацией ГЧП была создана международная Ассоциация центров ГЧП.
О государственно-частном партнерстве на Украине
Государственно - частное партнерство (ГЧП) регулируется на Украине принятым в июле 2010 году законом «О государственно - частном партнерстве». Кроме того, отношения в сфере ГЧП регулируются, Гражданским и Хозяйственным кодексами, законами «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности», «Об особенностях аренды и концессии объектов топливно-энергетического комплекса», «О соглашениях о разделе продукции», «О режиме иностранного инвестирования», «Об инвестиционной деятельности» и др.
Закон о ГЧП определил правовые, экономические и организационные
основы взаимодействия государственных партнеров с частными партнерами,
основные принципы ГЧП, отношения, связанные с подготовкой,
выполнением и прекращением договоров, установление гарантий
соблюдений прав и интересов сторон. В законе ГЧП определяется как
приоритетный вид сотрудничества, обеспечивающий высокие технико-
экономические показатели эффективной деятельности. Признаками ГЧП,
согласно действующему на Украине законодательству, являются
долговременность отношений (от 5 до 50 лет), передача частному партнеру части рисков, внесение частных инвестиций, а также неизменность в течение всего срока действия договора целевого назначения и формы собственности объекта ГЧП.
Согласно закону о ГЧП государственными партнерами могут
выступать государство Украина, Автономная Республика Крым,
территориальные общины в лице соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. К частным партнерам относятся юридические лица, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физические лица-предприниматели. На стороне частного партнера в договоре, который заключается в рамках ГЧП, могут выступать несколько человек. Такие лица несут солидарную ответственность по предусмотренным договором обязательствам.
С помощью развития ГЧП Украина надеется решить задачу модернизации инфраструктуры и повышения эффективности управления. Такая форма партнерства нацелена на привлечение инвестиций для модернизации инфраструктуры, повышение эффективности использования государственной и коммунальной собственности, а также качества предоставляемых услуг.
Закон определяет сектора экономики, в которых могут
реализовываться проекты ГЧП. К таким секторам относятся: поиск и разведка месторождений полезных ископаемых и их добыча, производство, транспортировка и снабжение тепла, распределение и поставка природного газа, строительство и эксплуатация автострад, дорог железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, морских и речных портов и их инфраструктуры, машиностроение, сбор, очистка и распределение воды, здравоохранение, туризм культура и спорт, производство, распределение и снабжение электрической энергии и управления недвижимостью и другие сферы. В рамках ГЧП между сторонами могут быть заключены: договора о разделе продукции (довольно распространены на Украине), договора концессии, договора о совместной деятельности, другие договора. Выбор той или иной договорной формы для конкретного проекта ГЧП осуществляется органом, уполномоченным на принятие решения о реализации такого проекта, по результатам анализа эффективности проекта.
Несмотря на то, что, в целом, закон устанавливает довольно либеральные правила, нормы, касающиеся вопросов собственности на объекты ГЧП, прописаны «в пользу» госсобственности.
Так, в соответствии со ст. 7 закона «передача объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым, частному партнеру для выполнения условий договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, не предусматривает переход права собственности на эти объекты к частному партнеру. По окончании проекта ГЧП такие объекты подлежат возврату государственному партнеру.
Более того, право собственности на достроенные, перестроенные, реконструированные объекты ГЧП также принадлежат государственному партнеру. Объектами ГЧП не могут быть объекты, относительно которых принято решение о приватизации. Объекты ГЧП не могут быть приватизированы в течение всего срока осуществления соответствующего проекта ГЧП.
В то же время, в отличие от Закона «О концессиях», Закон о ГЧП не только устанавливает обязательство государственного партнера предоставить земельный участок, необходимый для реализации того или иного проекта, но и обязательство обеспечить частному партнеру возможность использования такого участка на протяжении срока, установленного соответствующим договором ГЧП, а также согласовать землеотвод с уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления. Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются частные компании при получении разрешительной документации для использования земельных участков, данное положение существенно упрощает задачи частного партнера.
Положение об источниках финансирования ГЧП (ст. 9) содержит норму, в соответствии с которой финансирование может включать как финансовые ресурсы частного партнера, так и средства государственного и местных бюджетов.
Предложения об осуществлении проектов ГЧП могут подаваться на рассмотрение уполномоченных государственных и местных органов власти, как государственными, так и частными партнерами.
Получив предложение об осуществлении того или иного проекта ГЧП, уполномоченный орган в срок, не превышающий 2 месяца, проводит анализ эффективности предложенного проекта в соответствии с утвержденной методикой. В течение 15 дней со дня принятия соответствующего решения уполномоченный орган должен известить о принятом решении лицо, подавшее предложение об осуществлении проекта ГЧП.
В случае если уполномоченный орган принял позитивное решение о реализации проекта ГЧП, проводится конкурс по определению частного партнера.
В ст. 15 - 17 закона содержатся общие требования к проведению конкурса, оглашению его результатов и заключению соответствующего договора о ГЧП.
Среди общих требований к проведению конкурса стоит отметить его публичность (объявления о проведении конкурса и о его результатах публикуются в официальных СМИ) и возможность заключения договора о ГЧП с группой частных партнеров (например, консорциумом), подавших совместную заявку на участие в конкурсе. После заключения договора, о ГЧП государственный партнер информирует об этом специальный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение учета договоров о ГЧП.
Основные функции по контролю за реализацией проектов ГЧП возлагаются на специальный исполнительный орган, уполномоченный Кабинетом министров Украины. К полномочиям такого органа, кроме прочего, относится: проверка выполнения договоров, ведение учета договоров, досудебное урегулирование споров между государственными и частными партнерами проектов.
Государственная поддержка проектов ГЧП может осуществляться в следующих формах: путем предоставления соответствующей гарантии, путем финансирования за счет средств государственного или местных бюджетов, в другой форме, предусмотренной законом.
Государство гарантирует невмешательство органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, в деятельность частных партнеров, связанную с реализацией проектов ГЧП, кроме случаев, установленных законом. В случае принятия органами государственной власти или местного самоуправления решений, которые нарушают права частных партнеров, убытки, нанесенные им в результате принятия таких решений, подлежат возмещению в полном объеме. В случае если цена (тарифы) на услуги, предоставляемые в процессе осуществления ГЧП, установлены на уровне более низком, чем экономически обоснованные расходы на их производство (предоставление), частный партнер имеет право на возмещение своих потерь в порядке, установленном законодательством.
Вышеуказанные гарантии в равной степени распространяются и на иностранных участников проектов ГЧП, если международным договором, участником которого является Украина, не предусмотрены иные правила.
В настоящее время в разных сферах реализуется ряд успешных проектов ГЧП, в том числе инфраструктурных, в рамках подготовки к проведению на Украине в 2012 году финальной части чемпионата Европы по футболу - Евро-2012.
Концепция государственной программы развития аэропортов до 2020 года, утвержденная Кабинетом Министров Украины, предусматривает более активное привлечение частного капитала в функционирование аэропортов и инфраструктуры. Планируется разделить аэропорты на две части — летную (взлетно-посадочные полосы) и пассажирскую часть (возможна передача частным инвесторам). К такому проекту относится строительство нового терминала «D» аэропорта «Борисполь».
Опираясь на Концепцию развития транспортно-дорожного комплекса Украины до 2015 года, на Украине ведутся работы по модернизации и строительству новых автомобильных дорог. Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации. Согласно украинскому законодательству о концессиях возможно заключение договоров на строительство и эксплуатацию дорог на условиях концессии. В сфере участия ГЧП в развитии железнодорожного транспорта к Евро - 2012 планируется ввести в эксплуатацию три скоростных маршрута: Киев - Львов, Киев - Харьков и Киев - Донецк. Украина при разработке законодательно-правовой базы государственно-частного партнерства и осуществлении большинства проектов опирается на мировые тенденции и опыт других стран. В то же время продолжается работа по принятию дополнительных подзаконных актов, регулирующих различные процедуры и конкретные аспекты в рамках ГЧП.
О системе государственно-частного партнёрства в России
В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»[5]. К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ[6], однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»[9] (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.
Из вышеобозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве прописаны лишь три (BOT, BTO, BOO). Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов.
Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения. Сейчас таких ограничений не будет. Из нововведений также отмечается введение единого конкурса на весь проект ГЧП (вместо раздельных на каждый вид работ), а также, наоборот, отмена конкурса на передачу земельных участков, необходимых для строительства объекта ГЧП.
Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.
Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательстваВладимира Путина.
В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.
В №1 журнала "Государственно-частное партнерство в России" (февраль 2013) был опубликован рейтинг "ГЧП-старт", характеризующий готовность субъектов РФ к строительству объектов публичной инфраструктуры с привлечением частных инвесторов на принципах ГЧП. Под "готовностью субъекта РФ к реализации проектов ГЧП" понимается выполнение ряда условий, обеспечивающих благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.
Государственное частное партнерство в Армении
ГЧП в Армении также находится на начальном этапе становления. В 2008 году Ереванским офисом Программ развития ООН (UNDP) разработана адаптированная для армянских условий концепция ГЧП. В январе 2009 года этот документ был одобрен Правительством Республики Армения.
Концепция в общем виде определяет ГЧП как юридически оформленные отношения органов государственной власти и местного самоуправления Армении с субъектами предпринимательства в отношении объектов и сфер деятельности, находящихся в ведении государства и местных общин, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.
Основной целью ГЧП в Армении является расширение взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочного взаимодействия между государством и бизнесом для решения социально ориентированных и общественно значимых задач.
В концепции определены основные области сотрудничества государства и частного сектора. В частности, фигурируют услуги (энергетика, транспорт, связь, коммуникации, информационные технологии, финансы, ЖКХ), а также отрасли, в которых имеется «неустановленный потенциал», - наука, образование, здравоохранение, туризм.
Основными видами партнерства в сфере ГЧП в Армении являются доверительное управление, аренда (лизинг), концессия, приватизация объектов и передача активов, софинансирование проектов по развитию инфраструктуры.
Предусматривается, что внедрение и развитие ГЧП должно происходить не только на республиканском, но и на территориальном и общинном уровнях. Предполагается реализация программ обучения для государственных служащих и представителей муниципалитетов. Дается алгоритм действий представителей власти в работе с бизнесом по вовлечению деловых людей в социально значимые проекты.
Реализация концепции, по мнению ее разработчиков, должна привести к сокращению государственных расходов, снижению уровня коммерческих рисков, долгосрочному экономическому росту, позволит вовлечь партнеров в распределение прибыли, а также помочь осуществлению проектов, отобранных специалистами в области ГЧП.
Первым этапом реализации концепции является создание рабочей группы при Министерстве экономики Армении (либо межведомственной рабочей группы при Правительстве Республики Армения), которая должна предпринять первостепенные шаги по внедрению ГЧП в Армении. На следующем этапе требуется создание специализированного агентства, ответственного за реализацию ГЧП, а также внесение изменений и дополнений в национальное законодательство.
Основными нормативными актами, затрагивающими реализацию концепции сотрудничества между государством и частным сектором, в концепции определены: законодательство о налогах, Закон о закупках, Закон о бюджетной системе, Закон о приватизации, Закон об иностранных инвестициях, Закон об энергетике, Закон о водоснабжении и ряд других.
Концепция, при разработке которой учитывался самый передовой мировой опыт, является в настоящее время, пожалуй, единственным официально принятым документом в этой области (текст размещен на официальном сайте Министерства экономики Республики Армения на армянском и английском языках).
С 2000 г. в развитии сферы водоснабжения и водоотведения Армении принимают участие частные компании. В настоящее время действуют следующие договоры:
• Компания водоснабжения Еревана – договор аренды с Veolia Water (Франция);
• Компания «Армводоканал» – договор на управление с SAUR (Франция);
• Лори-водоканал, Ширак-водоканал и Нор Акунк – договоры на управление с консорциумом, состоящим из MVV decon, MVV Energie (Германия) и AEG Service (Армения). Көрсөтүү |
0 0 |
;