Новые тенденции меняют консервативную систему образования
Перспективным направлением для Кыргызстана является альтернативный путь развития системы дополнительного образования.
Новые условия современного мира диктуют свои правила подготовки будущих кадров, выступающих в роли краеугольного камня фундамента человеческих ресурсов. На примере таких стран как Сингапур, Израиль и Япония можно наглядно показать как страна не имеющая природных ресурсов смогла быстро сформировать устойчивую и быстро адаптирующуюся систему образования, дающей широкие возможности в подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных кадров, которые в свою очередь не только успешно трудоустраиваются, но и реализуют свои социально-экономические проекты и инициативы.
Сегодня в Кыргызстане предпринимаются некоторые попытки реформирования неизменно работающей на советских принципах системы образования. На примере внедрения механизмов «Болонского процесса» в присуждении ученной степени PhD можно говорить об определенном сопротивлении научных кругов и общества в целом, не желающим признавать стандарты англоязычных и Западных стран.
Не менее трудная ситуация складывается с попыткой внедрения в Кыргызстане мульти язычной системы образования, где в учебных заведениях республики на ряду с кыргызским и русским предлагается проведение некоторых уроков и дисциплин на английском языке. Мульти язычная система так и остается несбыточной мечтой для школьников и студентов подавляющего большинства школ и вузов Кыргызстана, и в особенности для жителей регионов, желающих обучаться по современным стандартам на языке делового мира.
Особо важным и жизненно необходимым направлением является повышение конкурентоспособности будущих кадров в области развития науки и технологий, а также формирование экосистемы для успешной цифровизации городов и регионов республики, которую невозможно реализовать без внедрения информационных технологий (IT) и STEM-образования в школьной программе образования. Так практически в каждой американской школе есть занятия по робототехнике, программированию и электронике, дети с малых лет учатся на компьютерах моделировать роботов, печатать их детали на 3D принтерах и с помощью написанных программ приводить их в действие. В будущем такие ученики станут выдающимися инженерами и программистами, которые будут вносить огромный вклад в научно-техническое, а вместе с ним и социально-экономическое развития своих стран.
Очевиден вопрос. Каким путем пойдем мы? Учитывая непростые экономические условия и ограниченность государственного бюджета в Кыргызстане возможна реализация эффективного дополнительного образования, которая уже начала активно вытеснять высшее образование в области подготовки востребованных кадров.
В своем недавнем выступлении на заседании Всемирного экономического форума в Швейцарии Глава IBM Джинни Рометти очертила не радужные перспективы для высшего образования, быстро утрачивающей свою ценность перед преимуществом дополнительного образования, которое благодаря коротким обучающим программам быстро готовит высококвалифицированных кадров с полезными знаниями и новыми навыками.
Рометти нарекла их «новыми воротничками», к которым относятся в основном работники с развитыми техническими навыками, представляющие ценность для цифровой экономики. Многие из них не получают формального высшего образования и устраиваются на работу, не имея диплома.
Заявление главы крупнейшей американской корпорации - «Технологии меняют мир так быстро, что тратить время на учебу в университете становится бессмысленно», стал громким сигналом для всех участников образовательных процессов. В этом направлении для «новых воротничков» IBM несколько лет назад ввела инновационные обучающие программы и стажировки. На данный момент IBM открыла уже 100 заведений на примере фирменных профтехучилищ P-TECH в 13 странах и подключила к программе 500 компаний.
Аналогичного мнения придерживается и глава биржи фрилансеров Upwork Стефан Кэсриэл, который также отмечает проблему устаревания традиционного высшего образования. По его словам, за пять лет навыки проходят половину своего «жизненного цикла», пока человек выучится, ценность его образования уже снизится на 50%.
Перспективным направлением для Кыргызстана является альтернативный путь развития системы дополнительного образования, где акцент будет поставлен на предоставление населению качественного доступного образования за короткий период. Для полной реализации этой идеи нужно стимулировать рост социального предпринимательства в Кыргызстане посредством открытия таких заведений, где дети и молодежь смогут обучаться по таким важным направлениям как STEM образование, (робототехника, 3Д моделирование, программирование, электроника и т.д.), лидерство (тренинги и мотивационные занятия), бизнес (финансовая грамотность, планирование и продвижение бизнеса, навыки высокоэффективных менеджеров, создание и продвижение стартапов и т.д.), интенсивное и комплексное развитие (ментальная арифметика, скорочтение, творческие занятия, шахматы и др.) и иностранные языки.
Успех любой реформы и нововведений таится в своевременной реакции, которую нужно проявить с самого начала, иначе мечты и планы о развитии будут проноситься перед нами как вагоны уходящего поезда.
Нарынбек Султангазиев
Добавить комментарий