Профессор Питтсбургского университета в США Чунг Янг Ли провел публичную лекцию в Бишкеке
Профессор Питтсбургского университета в США Чунг Янг Ли провел публичную лекцию в Бишкеке
В рамках проекта «Идейная карта Кыргызстана» Фонд Прогрессивных Инициатив пригласил профессора Питтсбургского университета, консультанта по национальным проектам президента Казахстана Н. Назарбаева доктора Чунг Янг Ли для проведения лекции на тему «Стратегия устойчивого развития экономики Кыргызской Республики».
Доктор Ли является почётным профессором во многих университетах мира, членом различных ассоциаций и институтов разных стран. Он получил образование в области разработки бизнеса в Сеульском Национальном Университете, Корея, и магистерское образование в области управления по Индустриальному и Разработническому Управлению, образование по управлению Прикладной Математики и Ph.D, Бизнес Управлению в Университете Штата Айова.
Его области исследования включают стратегию операций, JIT/TQM, деловую разработку процесса, технологическое управление, и международное управление. Доктор Ли имеет более шестидесяти журнальных статей, включая газетные публикации.
Кроме того, Чунг Янг Ли имеет обширный опыт разработки и руководства в международных проектах и программах более чем в десяти странах мира (США, Корея, Китай, Бразилия, Франция, Уругвай, Центральной Азии и т.д.), в качестве консультанта, разработчика программы, советника, директора совместных программ между странами. Имеет обширный опыт работы в качестве тренера, эксперта и консультанта по вопросам устойчивого развития экономики, Менеджмента качества образования в ВУЗах, Качественного Управления, Экономического Развития, Стратегического Развития, Управления в Образовании, Международного Бизнеса, и Управления Операциями.
Публичная лекция состоялась 14 июня 2013 г. в Кыргызско – турецком университете «Манаса». На лекцию были приглашены представители министерств, Аппарата Правительства КР, финансовых учреждений, научной среды, международных организаций, ВУЗов и др. Было более 160 участников.
В Кыргызском экономическом университете им. М. Рыскулбекова состоялась вторая встреча доктора Чунг Янг Ли с менеджерами различных организаций, преподавателями КЭУ, студентами, в формате которой были даны ответы на вопросы экономического, политического, социального характера.
Фонд Прогрессивных Инициатив отмечает, что выступление профессора было полезным и содержательным для нашего общества. В нем отражалось стратегическое видение развития государств с определенными политическими, экономическими условиями, отражает реальные проблемы нашей страны, приводит реальные примеры успешного развития экономики других стран. В докладе даны действенные рекомендации и предложения для устойчивого развития экономики нашей страны.
Проводя параллель между целями, задачами Фонда и основным содержанием доклада, можно обозначить некоторые общие направления. Так, проекты и программы Фонда как раз нацелены на выявление человеческих ресурсов, интеллектуального потенциала нашего народа. Фонд надеется, что та продолжительная работа, проводимая в рамках проекта «Идейная карта Кыргызстана», включая посыл выступления профессора Ли, будут оценены по достоинству нашим обществом.
В виду всего вышесказанного, Фонд Прогрессивных Инициатив рад проведению такого рода необходимых встреч с профессорами такого уровня, которые изъявляют желание осветить свои профессиональные мнения о нашем государстве и предложить свои видения и пути решения определенных проблем, ситуаций в нашем государстве.
Наша страна именно сейчас остро ощущает нехватку высококвалифицированных специалистов, профессионалов в своей области, именно тех людей, которых могли бы действительно назвать прозрачными, чистыми лидерами с четким пониманием и видением того, какой должна быть наша страна, каким должно быть наше государство через несколько лет.
Предлагаем основное содержание лекции.
Экономика любой страны должна основываться на четырех «столбах»:
1) Лидерство.
2) Планирование.
3) Инфраструктура.
4) Финансирование.
Многие страны имеют все 4 столба, некоторые 3 столба. Кыргызстан должен подумать о том, как построить все 4 столба.
Без хорошего лидерства невозможно развитие. Лидер должен обладать стратегическим видением, где будет его страна через некоторое время, через 20 лет. Важным элементом лидерства должна быть прозрачность и чистота, свободная от коррупции.
К примеру, в Корее в начале 60-х годов политическая и экономическая ситуация была схожа с ситуацией в Кыргызстане 2007 года. Коррупция поразила всю Корею. Однако с приходом нового лидера все изменилось. Лидер представил свое видение, он объявил борьбу с коррупцией не на словах, а в действии. Корейцы увидели другой подход лидерства и поверили ему. Лидерство предполагает также умный подход в кадровом вопросе, т. е. лидер должен назначать правильных людей на нужные места.
Таким образом, команда порядочных и добросовестных чиновников создаст лидерство на всех уровнях. Государство должно играть определяющую роль по повышению уровня развития человеческих ресурсов. Нужно сделать ставку на качественное образование молодежи в сфере новых технологий, науки, математики, инженерии. К примеру, Корея направляет студентов в ведущие ВУЗы мира для подготовки профессионалов по данным специальностям, тем самым обеспечивая свою экономику высококлассными кадрами. Так, в каждой организации Кореи около 80 % персонала имеет докторскую степень по системе STEM, то есть по науке, высоким технологиям, инженерии, математике, что отражается положительным образом на конкурентной способности корейских товаров и услуг.
Правительство, защищая интересы своей страны, должно вести политику протекционизма, создавать тарифное, монетарное, налоговое регулирование, а также играть определяющую роль в обеспечении не только оборудованием, но и новыми технологиями, что позволит ориентироваться на производстве и экспорте готовой высоко технологической продукции. Это способствует созданию стоимости и ценности национальных богатств. Высокие технологии, а не экспорт природных ресурсов, придают экономике страны устойчивость.
К примеру, Америка успешно продает iPhone, однако основную деталь – электронные чипы - изготавливают в Корее, следовательно часть прибыли получает Корея. Экспорт высоко технологической продукции намного выгоднее, чем, к примеру, торговля золотом.
Государственные стратегические программы должны ставить четкие цели, расставлять приоритетные направления и, самое главное, иметь конкретный план действия того, как добиться поставленных целей. Для устойчивого экономического развития необходимо иметь не только стратегию развития страны, но и пошаговый план действий.
Государственные программы по стратегическому развитию страны без разработки конкретных шагов носят декларативный характер, в ней будут преобладать пустые лозунги. Экономическое развитие-это порядок действий, план действий, а не порядок планов. Не надо много заседать и совещаться. Нужно действовать, работать, а не устраивать говорильню о том, что делать.
Из всех поставленных государством целей необходимо в обязательном порядке обозначить приоритетные направления, которые нужно реализовывать в первую очередь. Успех таких стран как Корея, Сингапур, Малайзия, Япония во многом определялся благодаря правильно выбранным приоритетам. В Кыргызстане каждая область должна иметь свой приоритет, развивать определенную отрасль. В стратегии страны должно быть учтено сбалансированное развитие всех жителей, а не только кучки людей. Все люди должны получать равные доходы, ведь бедные не любят богатых, а богатые презирают бедных, такова человеческая натура.
Кыргызстану необходимо налаживать двух-, трехсторонние отношения и региональное сотрудничество, добиваться свободы торговли с другими государствами посредством подписания торговых соглашений. В этом плане вхождение в Таможенный союз более важен, чем членство во ВТО. Взаимоотношения с иностранными инвесторами должны строиться на доверии, привлекая в страну крупный капитал. Коррупция является одной из причин того, что серьезные мировые компании не хотят работать в Кыргызстане. Как правило, коррупционное правительство привлекает коррупционных инвесторов.
Одной из определяющей функцией государства является развитие инфраструктуры. Роль правительства в развитии инфраструктуры очень важна. Основой экономики является физическое движение услуг и товаров, а для этого нужна развитая инфраструктура. Транспортная связь внутри страны и между государствами создает необходимые условия для придания динамики экономическому развитию, укреплению взаимоотношений.
Пример в Корее: западные и восточные регионы были антагонистами. Но после того, как правительство построило дорогу, соединяющую запад и восток страны, увеличился обмен товарами и услугами, между людьми стали устанавливаться дружеские, семейные связи. В Кыргызстане надо строить стратегические трассы, пересекать их, создавать узловые развязки. Так, на Иссык-Куле нужна дорога, соединяющая город Алмата с Чолпон-Атой, это придаст развитие туристической отрасли, в городе Нарын нужно построить дороги из разных регионов, что придаст развитию экономики всей страны. Примером отставания в развитии из-за отсутствия инфраструктуры может служить Баткен, где зреют отличные арбузы и абрикосы. Однако, фермеры не имеет возможности вывозить и продавать их в другие страны, регионы, вынуждены дешево отдавать выращенный урожай.
Важное значение для экономики страны имеет национальное единство народа. Для такой маленькой страны, как Кыргызстан, абсурдно делиться на регионы и имеющиеся различия, необходимо сбалансированное развитие всех областей. Так, на юге страны можно развивать швейную, пищевую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. В Бишкеке много университетов, его можно сделать центром информационных технологий и образования. В Токмоке — производить стройматериалы, на Иссык- Куле — туризм, в Караколе — горнодобывающая промышленность и т. д.
Таким образом, у Кыргызстана есть шанс сделать прорыв в экономическом развитии, несмотря на отсутствие богатых источников нефти и газа. Нужно сделать ставку на честное лидерство, человеческие ресурсы, качественное образование, новые технологии, развитую инфраструктуру, национальное единство.
Добавить комментарий